Я не Гуру, не Мастер, не Какой-то Крутой Перец, я обычный человек, немного фанат инструмента, немного фанат машин, немного фанат звука, и весьма немаленький фанат комфорта, качества, эргономики и гармонии. Да, тоже не всегда бывает сделать идеально, как хочется, но всегда к этому стремлюсь.
Плотно поработав на различных объектах два года, не перестаю удивляться к весьма прохладному отношению людей, работающих руками, к своему рабочему месту и к его организации. Начнём с того, как доставляется инструмент. В большинстве случаев это пакеты, сумки «Леруа Мерлен», просто старые спортивные и не очень сумки, вёдра и прочие «ёмкости», имеющие одну, две или более ручек.
Нет, я не спорю, наверняка штукатурам и малярам удобнее закидать кисти-валики-шпатели в вёдра и притащить всё на объект, потому что вёдра пойдут для замешивания смесей, а штукатурного инструмента может быть не так много. Ну а, к примеру, сборщикам мебели как? Или установщикам дверей? Я уже молчу про монтажников домашних кинотеатров и систем умного дома. Как постыдно смотрится специалист, озвучивший солидный прайс за свои относительно чистые работы, приезжает на крутой объект с пакетами из Леруа, откуда торчит инструмент... Помню, как ко мне приехали два сборщика мебели (заказывал бесплатную сборку ради гарантии) на в общем-то совсем недешёвое кресло-диван, с которого сейчас пишу эти строки, притащившие в пакетиках дешёвую китайскую сетевую дрель и по паре отвёрток и ключей неизвестного происхождения, но явно дешёвых. Если ваша компания борется за дорогих клиентов, выкатывает дикие расценки за работы, то хотя бы держите имидж и сделайте так, чтобы к вашим специалистам, приехавшим к клиенту, отношение было как к специалистам, а не шабашникам. Я уже не говорю об удобствах. Зимой я ездил на один крутой объект в Подмосковье, куда меня наняли в помощь ребятам, монтирующих два кинозала. У меня на тележке в одной руке инструмента было больше, чем у них обоих в двух руках в сумках Леруа. Ну это же несерьёзно! Я молчу, чем они работали. А за объект компания объявила заказчику весьма кругленькую сумму. Или ещё пример. На одном из объектов разговорились с маляром-реставратором. Он заявил, что ставит цену из расчёта не менее 5000 р за день только за работу. Чаще больше. И при этом искренне возмущался ценами на спецодежду. «За что? Я пошёл в магазин дешёвой одежды, оделся там на 1500-2000 с головой. Зачем платить 10000 за полный комбинезон, кепку и ботинки с нормальными перчатками? А те, кто в комбинезонах на объектах, так то блатные и мажоры.» Я промолчал на это. Но сделал выводы.
«Где-то было, я же брал» - одна из самых частых фраз мастеров-«сумочников». Я ничего не имею против сумок и рюкзаков, но специализированных. В своём парке тоже имею сумку и рюкзак, подаренные производителем и продавцом соответственно. Сумка даже пригодилась несколько раз, например, когда на объект в Москва-Сити не пустили с двумя чистыми инструментальными ящиками, отправляя нас с нанимателем к грузовому лифту в другом конце комплекса. А в рюкзаке теперь ношу рабочую одежду - это да, удобнее, чем отдавать под неё ещё один ящик. Так вот в специализированных сумках и рюкзаках есть достаточное количество отделений для всего. Главное выбрать правильный или правильную.
Хранение «навалом» не только неудобно с точки зрения поиска нужного инструмента (а зачастую люди просто берут и тащат всё, что есть там), так и для некоторых инструментов может стать фатальным: повреждение или даже уничтожение рабочих поверхностей шарнирно-губцевого инструмента, отвёрток, попадание посторонних предметов в вентиляционные отверстия электроинструмента и прочие радости жизни. Несмотря на бОльшую громоздкость, модульная система хранения и транспортировки из ящиков более безопасна и прочна, к тому же сам процесс размещения внутри (опять же несмотря на кажущуюся нерациональность использования и немалое количество «воздуха») по факту даёт два неоспоримых преимущества: вес (поднять один модульный ящик зачастую проще, чем сумку, полную инструментов) и вариативность размещения внутри при наличии стандартизированных вкладок. Обычно люди открещиваются от этого банальной ленью: лень платить деньги за удобство (больше в карман положу), лень переставлять, лень таскать столько ящиков, лень снимать-ставить их и проч.
Но что касается цены, то бюджетной альтернативой Tanos, Sortimo и T-Stak (а также многих других) уже есть Keter, Зубр, Magnusson и Stihl, а также рабочие станции Stanley (у этого производителя есть и модульная система на базе T-Stak). И потом: разве вам не жалко своих здоровья и сил, затраченных на перемещение инструмента? Поверьте, стоимость модульных систем реально сбережёт деньги, которые могут быть потрачены на здоровье (не говоря уж об имидже перед заказчиками).
Я всегда стремлюсь к максимальной мобильности и независимости без ущерба для качества выполнения работ и поэтому практически весь мой инструмент аккумуляторный. Ведь нередко бывает, что на объектах есть электричество, но эта несчастная розетка делится на всех, кто там работает, зачастую в разных концах помещения и вне его. Хранение мелочей (расходка, метизы, оснастка) - тоже весьма интересная вещь. Самое фриковое, что я видел - забытые с 90-х газетные кулёчки. Нередко бывают коробочки и баночки из-под чего-либо абсолютно разных сортов, диаметров и размеров. Более продвинутые мастера используют дешёвые органайзеры из тех же Леруа, Оби, Касторама и проч. И, увы, единицы пользуются продвинутыми или профессиональными органайзерами. Унификация стОит недёшево, но она окупается скоростью работы, качеством транспортировки и хранения, хотя и есть некоторые вещи, которые в неё не укладываются никак (как правило, длиномеры или объёмные вещи).
Ещё один момент - аптечка. Ни у кого (!) я не видел её с собой. Вот совсем. Между тем, порезы, мелкие травмы, головные боли, температура, расстройство желудка - это весьма нередкое явление у работников ручного труда. Я уже нередко выручал «смежников» пластырями и таблетками из своей аптечки, без которой не выезжаю работать.
Мои хорошие знакомые после моего помешательства на «вот этом вот всём» стали замечать то, как к ним приходят сторонние мастера, в чём приносят инструмент, каким работают. И даже если всё сделано хорошо (а такое, увы, нечасто встречается у мастеров с пакетиками «Леруа»), осадочек остаётся (ибо выясняются мелкие, но неприятные недоделки или косячки). Конечно наличие суперкрутого инструмента и системы хранения - вовсе не гарантия того, что косяков не будет и сделано будет всё идеально, однако вероятность ошибки здесь меньше на порядки, да и человек, имеющий нормальную организацию рабочего места, даже если он позёр, то хотя бы что-то знает по своей тематике и зачастую заметно больше, чем "Мастер Пакетик Леруа». Это вам не автозвук, где любой дилетант воткнул процессорный Pioneer и разрулил им что угодно, опираясь на цифры в интернете и тут же возомнил себя «гуру». Исключения есть всегда и везде, но в основном пока ситуация удручающая.
Собственно, текст не про понты, а про культуру производства, в которой хранение и транспортировка рабочих инструментов занимает далеко не последнее место.