С уроков привлекли моё внимание две позиции. Книга Авербаха — Шахматные окончания, пешечные — поз. 565 (стр. 200) и поз. 567 (стр. 201). Мы их смотрели на одном уроке. Сначала мы решали первую, а потом вторую. Идеи выигрыша разные. В первой — нужно сделать пешечный подрыв. Во второй — треугольник и знать поля соответствия, чтобы передать очередь хода. Видео-пояснение смотрите здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLcODs8NWsPYQUOH7deJhNiWLIwpGWVsv8
Но, как это обычно бывает, решая вторую задачу сначала захватились за решение первой и все как один предложили идею пешечного подрыва (включая и тренера, который любит решать задачки свежим взглядом не смотря в книгу, чтобы было интересно самому в борьбе с молодыми умами).
С первого урока по окончаниям я стала задавать вопрос «В чём ресурсы соперников?» И поясняю: вы можете долго и упорно считать варианты, но на это вы потратите, быть может, много сил. Сначала нужно посмотреть на доску и понять — за что соперник может «зацепиться». Зная эти ключевые идеи можно отбросить какие-то веточки или просто не углубляться дальше. Это займёт меньше времени и вы сэкономите силы.
Задача №1. Ход белых. Если мы играем на выигрыш, какие идеи у нас могут быть? Ресурсы белых — лишняя пешка на королевском фланге. Ресурсы чёрных — активный король и его близость к центру.
Идея №1 — прорваться на ферзевой фланг, поесть пешки и провести свою. Эта идея легко отбрасывается путём грубого счёта — кому сколько шагов нужно до превращения ферзя. Ведь пока белые «едят» пешки ферзевого фланга, чёрные делают тоже самое на королевском. Очевидно, что в пешкоедстве чёрные преуспеют больше. Поэтому эту идею сразу можно отбросить.
Идея №2 — оттеснить чёрного короля через центр и поесть пешки королевского фланга сзади. На Кре3 получаем Кре5 и прорваться не получается. А на Крd3 получаем Крf4 и возвращаться назад уже не имеет смысла. Поэтому эту идею тоже можно отбросить.
Идея №3 — попробовать прорваться на королевском фланге, путём Крf2 и далее g3. Ведь на королевском фланге у нас преимущество по пешкам и мы можем организовать проходную. Если наш читатель присмотрится к этому варианту и немного посчитает, то поймёт, что даже жертвуя при этом пешку, белые смогут победить.
Теперь задача №2. Тоже ход белых. Если мы играем на выигрыш, какие идеи у нас могут быть? Ресурсы белых — лишняя пешка на ферзевом фланге. Ресурсы чёрных — активный король и его близость к центру.
Идея №1. После предыдущей задачи так и просится сходить b4. Но здесь нужно остановиться и задать себе вопрос — какие ресурсы есть у соперника - и тогда становится ясно, что чёрные побегут на королевский фланг. Смогут ли белые выиграть — большой вопрос. Хотя рука тянется. Но нужно подумать ещё.
Идея №2. Надо добиться того, чтобы в этой позиции стал ход чёрных. Тогда им придётся отступить королём назад. и мы сможем двинуть пешку b, как и планировали. Ведь у нас по пешкам на ферзевом фланге больше, а значит только там мы можем организовать проходную. И вот тут-то появляется идея хода Крd3-c2-c3 и выигрыш становится ощутим.
Хотя в книге указано удачное продолжение и после b4, но оно довольно сложное и долгое. А идея №2 простая и легко считается. Только нужно себя вовремя остановить и подумать о нескольких ходах-кандидатах, посмотрев на позицию со всех сторон, улавливая ключевые идеи и видя ресурсы обеих сторон.
И ещё чему нас научила эта тема — лишняя пешка в пешечном окончании это ещё не победа. Закон «если есть лишняя пешка — разменивайся» - не всегда работает. Поэтому даже с лишней пешкой нужно быть осторожным. Потому что можно сделать такие ходы, что выигрыш легко обратится в проигрыш. А это значит, что и без пешки можно сражаться. Главное не падать духом, вспомнить ключевые приёмы и задавать себе вопрос «какие у меня есть ресурсы». Быть может, это поможет свести партию вничью или переломить ход сражения в свою пользу.
В завершении добавлю ключевые идеи игры при материальном преимуществе, которые указаны в книге:
- Создать проходную пешку и вести её в ферзи.
2. Улучшить позицию своего короля.
3. Поддержать проходную пешку королём.
4. Отвлечь соперника движением проходной пешки, а самим отправиться королём на другой фланг и добиться там материального преимущества.