Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Я очень верю в судьбу

– Николай Максимович, учитывая ваш педагогический опыт, хотелось бы узнать мнение: если взять «балетные» весы и на одной чаше будут талант и физические данные, а на другой – труд, упорство и все остальное. Какое должно быть соотношение, по-вашему?

– Вы понимаете, талант – это такая вещь, которая, как говорила Раневская, как прыщик, вскочил у человека – и ничего не сделаешь. В нашей профессии нужны прежде всего способности конкретно к этой профессии и, конечно, ломовое здоровье, упорство и какое-то нахальство. А главное – удача.

Я очень люблю такое высказывание: «Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на Титанике все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!». 

Этот момент очень важен. Вообще в любой карьере удача очень нужна, даже если ты очень большой профессионал, и весь такой положительный, все у тебя хорошо, но не повезло тебе с начальником, не попал ты в струю – ничего у тебя не выйдет. Тут очень важно быть удачливым человеком.

– Вы много об это говорите и, судя по всему, верите в судьбу…

– Я очень верю в судьбу, потому что каждый раз, оглядываясь назад, я понимаю, что та цепь случайностей, которые мне казались случайностями, была на самом деле не случайно, а это был план и это должно было произойти. Я много раз с этим сталкивался, к сожалению, а мне все время этого не хотелось, я хотел, чтобы все было по-другому. Но кто-то это придумал заранее.

– Вы человек с активной жизненной позицией, хотя и говорите, что вам не очень нравится высказываться, но тем не менее вы не боитесь выражать свое мнение, выражать какую-то критику в адрес многих вещей, которые касаются культуры, в том числе в государстве в целом.

– Ну, понимаете, я все-таки заслужил право своим трудом иметь мнение о моей профессии, иметь мнение о каких-то театральных вещах. Я не пойду учить библиотекаря или музейщиков, несмотря на то, что это культура, потому что я ничего в этом не понимаю, и наоборот спрошу у них совет. Но все, что касается театрального, конечно, я здесь могу высказаться и очень однозначно. Потому что, во-первых, у меня есть свой вкус, во-вторых, я уже взрослый человек, в-третьих, я уже доказал, что я был не только одним из хороших артистов, не последних, но я и один из ярких руководителей в последние годы, которого многие отмечают, в том числе и глава государства. Потому я это говорю.

Есть очень интересная индейская мудрость: «Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах». Мы можем говорить что угодно, что надо сделать так и этак, но нет сослагательного наклонения, ни в искусстве, ни в политической жизни. Для того чтобы принять решение – а это очень часто зависит от одного человека, – надо очень серьезно взвешивать. И я к этому пришел, став руководителем, потому что я несу ответственность за огромное количество людей, вещей, судеб и все время мне приходится принимать эти решения.