Найти тему

Один-девять-один-семь

"1917" - это очень добротный реквием по войне от британского режиссёра Сэма Мендеса. Это фильм, вскрывающий болезненные язвы военных конфликтов, очень эффектно повествующий о простом и непостижимом: об изначальной абсурдности любых конфликтов, о жизни и смерти, о невыносимом страхе, овладевающем человеком на поле боя и о людях, которые смирились с отсутствием продолжения... которые знают, что будущего нет, но всё же идут вперёд... потому что должны.

С первых кадров фильма хочется прекратить всё и немедленно! Прервать показ в кинотеатре, выйти на улицу и остановить дорожное движение, улететь в космос и затормозить вращение планет, в конце концов прервать собственное сердцебиение... От ужаса войны, от захватывающих дух съёмок, от инфернального саундтрека...

Вместе с молодыми капралами, почти что сошедшими с ума от бесконечно рвущихся вокруг снарядов и от остервенелых противников, норовящих застрелить или пырнуть ножом, зритель несётся вперёд, сквозь непролазную грязь, бескрайние поля, выжженные войной, и непроходимые леса, чтобы доложить командованию опасность, которая подстерегает более чем полуторатысячное войско!

Мелкие детали второго плана в переизбытке выхватываются камерой и вываливаются на шокированного зрителя. Разлагающиеся трупы животных, как у Бодлера, крысы, взрывы, абсолютная наполненность и в тоже время пустота кадра... И вот герои идут в тишине... Вокруг уже никого нет, но от этого ещё страшнее...

Давно известный факт о том, что горе объединяет, воплощён в эпизоде, где главный герой встречает девушку в заброшенном городе. Они говорят на разных языках, но понимают друг друга. Англия и Франция - вечные соперники... становятся друзьями. Таков символизм картины... Но время не ждёт, нужно продолжать движение... На экране свет, герой бежит, оператор играет с тенью в прятки... не объясняя почему и как... Это смело, неожиданно. Возникает много вопросов, но ответ на экране прост и понятен. Всё так, потому что так. И точка. Поэтому и "Оскар" за операторскую работу. Потому что создатели вышли за рамки реальности и объяснимых, давно выученных постулатов, попытались изобрести свой собственный язык повествования, попытались совершить маленькое кинооткрытие, на которое редко хватает у художников смелости.

"1917" - это фильм-декорация, фильм-спектакль, в котором сюжетная линия не имеет особого значения, она меркнет, ослеплённая молниями взрывающихся снарядов, она тонет в лужах крови, она глохнет от страшного гула военных самолётов. В "1917" важно только здесь и сейчас. Важно бежать. Дышать. И смотреть. Обязательно смотреть!