Найти в Дзене
Точка зрения

Генерал Ефремов. Честь дороже жизни

Ставка направила к Ефремову самолёт: генералу предложили спасение. «Я сюда с солдатами пришёл, с солдатами и уйду», — отрезал Михаил Григорьевич.
Ставка направила к Ефремову самолёт: генералу предложили спасение. «Я сюда с солдатами пришёл, с солдатами и уйду», — отрезал Михаил Григорьевич.

Великая Отечественная — боль и трагедия нашей страны, боль и трагедия каждой семьи. Она стала мерилом человеческого героизма и человеческой подлости. Но, к сожалению, бывает, что подвиги одних оказываются незаслуженно забытыми, в то время как предательство других постоянно муссируется в обществе.

Вот и генерал Ефремов долгое время оставался на задворках истории. Только в последние годы исследователи стали обращаться к теме окружённой и разбитой гитлеровцами 33-й армии, возглавляемой Ефремовым. А вот история 2-й ударной армии генерала Власова, попавшей в схожую ситуацию, известна всем. Разница только в том, что Власов стал сотрудничать с немцами, а Ефремов предпочёл умереть, но не сдаться.

Сегодня мнения историков о том, что привело к столь трагическому исходу, разнятся. Основных версий две — стечение обстоятельств и предательство. Но, скорее всего, и то, и другое.

К началу Великой Отечественной Михаил Григорьевич Ефремов был уже опытным полководцем. Он занимал должность первого заместителя инспектора пехоты РККА, но путь его к этому посту был тернист. Военную карьеру он начал ещё в императорской армии, был участником Брусиловского прорыва, затем воевал в Гражданскую. А потом Михаила Григорьевича арестовали по делу Тухачесвкого.

Два месяца его мучили допросами, но Ефремов отвергал все обвинения. Дошло даже до того, что его допрашивал лично Сталин. И лишь когда вождь уверился в несостоятельности обвинений, Михаила Григорьевича освободили. А в 1940-м присвоили звание генерал-лейтенанта.

В октябре 1941-го Ефремова назначили командовать 33-й армией, которая участвовала в битве под Москвой. Развивая контрнаступление, в результате которого силы врага были отброшены от столицы, командование на армию Ефремова возлагало большие надежды.

Целью была Вязьма, однако несмотря на тщательную подготовку и затраченные ресурсы, город освободить не удалось. Более того, несогласованность действий в подразделениях РККА привела к тому, что 33-я армия оказалась в окружении.

На передовой.
На передовой.

Два месяца генерал Ефремов со своими бойцами пытался прорваться к своим, но все попытки оказывались безрезультатными. Ему навстречу пробивалась 50-я армия Западного фронта, но и её наступление не привело к успеху.

Осознав безвыходность положения, Ставка направила к Ефремову самолёт: генералу предложили спасение. «Я сюда с солдатами пришёл, с солдатами и уйду», — отрезал Михаил Григорьевич и погрузил в самолёт нескольких тяжелораненых бойцов и боевое знамя.

Он всё ещё надеялся вырваться из окружения. А тем временем ему поступил приказ командующего фронтом Жукова уходить через районы, контролируемые партизанами. А это почти двести километров по территории, где хозяевами себя считали немцы. Измождённая боями и голодом армия, от которой осталось три дивизии, просто не смогла бы этого сделать. И тогда Ефремов связывается со Ставкой и просит лично Сталина разрешить ему и его солдатам выходить кратчайшим путём — через реку Угру.

Иосиф Виссарионович решил посоветоваться с Жуковым, но тот был категорически против. Однако Верховный Главнокомандующий заметил Георгию Константиновичу, что Ефремов — полководец опытный и следует с ним согласиться. Навстречу генералу выдвинулась 43-я армия, но Ефремов почему-то на прорыв не пошёл.

Почему же? Историки акцентируют внимание на том, что Ефремов, осознав почти что безысходность положения своей армии, приказал разделиться и пытаться выбраться к своим небольшими группами. Его штаб постоянно перемещался, однако за ним неотступно следовала немецкая спецгруппа, да и гитлеровцы сосредотачивали войска в тех местах, где генерал планировал начать прорыв.

Соответственно, специалисты делают вывод о том, что в штабе был предатель. Многие говорят о том, что это полковник Николай Ушаков, один из руководителей партизан, впоследствии расстрелянный. По их мнению, он специально заводил группу Ефремова туда, где нацистам было бы легче всего с ним расправиться.

Фрагмент карты Ржевско-Вяземской операции.
Фрагмент карты Ржевско-Вяземской операции.

В итоге при очередной попытке прорыва на дороге между населёнными пунктами Беляево и Буслава, завязался яростный бой, в результате которого многие из группы генерала погибли, а сам он был ранен. Надежды на спасение больше не оставалось...

Санинструктором в группе генерала была Елизавета Васильевна, его супруга. Не желая сдаваться в плен, Ефремовы попрощались друг с другом, и Михаил Григорьевич сделал то, что посчитал единственно верным в той ситуации — он застрелил жену, а потом пустил пулю себе в висок...

Из 33-й армии спастись удалось лишь нескольким сотням бойцов, хотя изначально в окружении находились более 11 тысяч солдат и офицеров. Ни одним источником, в том числе и немецким, не зафиксирована массовая сдача в плен.

Когда нацисты обнаружили тело генерала Ефремова, они похоронили его со всеми почестями. По рассказам очевидцев, один из немецких командиров сказал своим солдатам: «Сражайтесь за Германию так, как он сражался за Россию».

Но, как показала история, ТАК они не умели...