Найти в Дзене
Россия во мгле

Россия и Турция - сёстры по несчастью: так кто же несчастнее? Часть 2: как разваленная Россия Турцию от развала спасла

После некоторых попыток сравнить наши страны хочу их продолжить и, так сказать, углУбить.

Две наши военные империи воевали, воевали и в конце концов довоевались - надорвались. Почти параллельно - Российская империя практически перестала существовать к лету 1917 года; Османская - в конце 1918-го.

Дальше обе страны пошли немного разными путями, но в конечном итоге пришли практически к одному - массовый отвал окраин, бегство всех, кто только может сбежать с тонущего корабля, да ещё и претензии победителей в войне. Только если с турками было всё понятно - они проиграли войну, и победители решили с них что-то за это получить. Россия войну не проиграла, она её просто, выражаясь современным языком, слила.

Тем не менее лучше от этого России не стало, ибо в ней началась гражданская война, которая была похлеще Мировой.

Турок же "добрые" победители Англия да Франция решили просто-напросто разделить. И после некоторой "подготовки" им это почти удалось: в августе 1920 года был подписан Севрский договор, по которому (цитирую по книге Н.Г.Киреева "История Турции. XX век"):

"вся Восточная Фракия (за исключением Стамбула и прилегающих к нему районов) отторгалась от Турции в пользу Греции. Под власть Греции передавался также Измир с прилегающими районами, хотя номинально вся эта область оставалась под суверенитетом Турции. Зона Проливов (Босфор и Дарданеллы) передавалась в управление особой международной комиссии по Проливам, сами Проливы демилитаризовались, и устанавливалась неограниченная свобода прохода для всех военных и торговых судов без различия флага, как в мирное, так и в военное время. За Турцией Севрский договор оставлял Центральное Анатолийское нагорье. Столицей её оставался Стамбул, но союзники имели право отнять его в случае нелояльного выполнения турками мирного договора.
Отдельные части договора касались сфер влияния, капитуляций (льгот для иностранных граждан и капиталов), защиты национальных меньшинств, гражданства, санкций. Турция подлежала разоружению, восстанавливала отменённый младотурками капитуляционный режим и финансовый контроль со стороны держав Антанты. Грабительский характер носили те части договора, в которых трактовались экономические, финансовые и военные вопросы."

Короче, как всегда, горе побеждённым, и да здравствует сердечное согласие.

Мало того, при молчаливом попустительстве сердечного согласия - в мутной, так сказать, водичке, - Греция решила оттяпать у Турции даже больше, чем ей полагалось по указанному договору, и осуществила вторжение. Видимо, греков грели воспоминания об удачных военных действиях против Османской империи в одной из Балканских войн 1910-х...

Однако если Османская империя уже точно умерла, хотя формально сохранялось правительство, султан, какая-то система власти, - то в её недрах рождалась новая страна. Турция называется.

И в этой Турции нашлись люди, - прежде всего Мустафа Кемаль, получивший позднее от благодарного турецкого народа кликуху "Отец турок"(Ататюрк), - которые сказали "нет" - хватит уже издеваться над побеждёнными. Однако у Турции не было армии, победители забрали всё вооружение, и защищаться туркам было практически нечем.

И тут-то на горизонте рождающейся в муках Турции появилось Советское правительство. Которое протянуло ей братскую руку помощи - и вытянуло из бездны.

Отношения начались с письма Ататюрка к Ленину об установлении отношений - и при том, что в нём Ататюрк, по сути, ничего не просит, не бьёт на жалость, но между строчек кричит криком - "Помогите!"

И Советское правительство помогло. Так, для справки, к лету 1920 года, когда начались переговоры о заключении Договора о дружбе и о братской помощи братскому турецкому народу, РСФСР (Советского Союза ещё не было) истекала в буквальном смысле кровью. От бывшей России уже отвалились почти все окраины, с одной из них, оказавшейся сильнее своей бывшей метрополии, - Польшей, - шла просто война, которая очень быстро пришла к обидному и заслуженному поражению. На территории Украины продолжалась гражданская - Врангеля уже загнали в Крым, но до его конца ещё было много времени. На некоторых территориях до сих пор находились иностранные войска - с разными, но всегда совершенно недружественными целями. К тому же в Советской стране был установлен т.н."военный коммунизм", который грозил свести эту самую страну в могилу раньше срока (большевики вовремя опомнились и через год его отменили). Выражался он, например, в том, что люди работали за пайку, потому что деньги уже давно ничего не стоили. Мало того, - те, кто не мог получить эту самую пайку, потому что Советское правительство не считало его ценным кадром, имели только 2 выхода из этой ситуации: руки в ноги и прочь из этого "коммунистического рая", или просто лечь и помереть. Что многие и делали - потери от коммунистических экспериментов и сопутствующей ей гражданской войны превысили потери России в Первой Мировой войне в несколько раз.

И вот в этих условиях полного развала и раздрая Советское правительство исхитрилось найти возможность оторвать от собственной же сражающейся армии и выделить бедной-несчастной Турции что-то около 8 тонн золота и ещё кучу разного рода вооружений и боеприпасов (в основном, трофейных немецких). Всё это было с благодарностью (на словах) принято "молодой турецкой республикой"(хотя ещё не совсем, ибо формально республика будет установлена только в 1923 году) и с большой эффективностью использовано на фронтах греко-турецкой войны. Греки не дошли до Анкары, а с какого-то момента и вовсе драпали так, что бросали всё, что не могли унести.

Очень скоро турки показали, как они умеют быть "благодарными" за экстренную помощь в критические моменты. В 1921 году был заключён Договор о дружбе, а уже в 1922-м, например, в Анкаре сожгли советское посольство - и, вы будете смеяться, поджигателей так никогда и не нашли. (Ничего не напоминает история? У меня почему-то не выходит из головы наш посол, застреленный в спину в 2016-м.)

Зато - несмотря на все последующие тёрки и невзаимопонимания - Советское правительство с помощью этого своего суперфинта ушами - как же, спасли "братскую" Турцию от окончательного раздела "империалистическими хищниками", - получило ещё и огромный "шаг вперёд" в выходе из тотальной международной изоляции, в которой тогда находилось. Смысла, правда, особого в этом не было, - потому что Советское правительство отказалось платить по долгам царского правительства, чем сэкономило массу денежных средств. Которые потом можно было с чистой совестью тратить на помощь разного рода "братским" странам и народам. И первым среди них оказался, как ни странно, именно турецкий народ. Который почему-то - вот незадача - в массе своей вообще об это не знает. Потому что в турецких школьных учебниках про эту помощь если и говорится, то вскользь и так, что все турецкие школьники понимают - ох, не просто так русские империалисты оказали тогда эту помощь, ох, не просто так. Ведь что-то за пазухой держали, явно что-то держали. (Про турецкие школьные учебники очень интересно рассказано в книге Ивана Стародубцева "500 лет беспокойного соседства".)

Хотя на самом-то деле - всего-то и держали за пазухой, что вот Турция нас признает (которую ещё никто не признал на тот момент), потом какой-нибудь Афганистан, потом ещё какая-нибудь Норвегия со Швейцарией, а там, глядишь, и обратно в клуб великих и могучих примут.

Так и принимали 70 лет.

И до сих пор принимают... А надежда всё живёт, всё не унимается в глуби моей израненной души. Так хочется туда, в клуб великих и могучих...

Вот только так с тигром и надо - иначе никак, голову откусит. Напольная мозаика из музея мозаики в Стамбуле, снимок декабря 2019 года.
Вот только так с тигром и надо - иначе никак, голову откусит. Напольная мозаика из музея мозаики в Стамбуле, снимок декабря 2019 года.