Данный жанр музыки показался мне крайне интересным, поэтому я решил поделиться тем, что смог узнать сам)
В программе «Два портрета на звуковой дорожке» певцы рассказывают о принципах своего творчества, о пути в искусстве.
С патефонных пластинок зазвучали голоса мастеров песенного жанра.
. Вадим Алексеевич Козин (1903 — 1994 гг.) — российский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.
Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в хоре, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения.
Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической.
В годы Великой Отечественной войны Козин выступает с концертами в частях действующей армии.
В начале декабря 1943 г. Козин вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.
С 1945 года голос Козина пропал из эфира, пластинки не выпускались. Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет Колымы. В 1950 г. был досрочно освобожден. В 1950-е годы возобновил концертную деятельность, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был вторично осуждён, и уже после этого освобождения до конца жизни жил в Магадане. Изабелла Даниловна Юрьева (1899 — 2000 г.г.)
Дебютное выступление состоялось в 1922 в кинотеатре «Колизей» Петрограда.
Наряду с русскими романсами включает в программу своих концертов старинные цыганские песни.
За своеобразное исполнение цыганских песен Юрьеву стали называть «белой цыганкой».
В годы Великой Отечественной войны участвует в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах. Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Падают листья», «В старом саду», «Если можешь, прости» (ответ на песню «Дружба», исполняемую В. Козиным).
В послевоенный период певица была незаслуженно забыта.
Городско́й рома́нс (бытовой) —
разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца 19—первой половины 20 века. Основными отличительными признаками городского романса с
литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви
История жанра
Истоки городского романса находятся в «высоком» русском романсе и в городском фольклоре
второй половины XIX века, в том числе так называемом жестоком романсе
Более поздние формы городского романса испытали влияние цыганского романса
Городской романс послужил почвой для развития блатной песни,
его традиции также творчески развиваются в авторской песне. В XXI веке термин «городской романс» стал употребляться как эфемизм для обозначения русского шансона.
ИСТОРИЯ РОМАНСА
Рома́нс (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied, англ. Song).
Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.
Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.
В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.
Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России. Песенное творчество середины XVIII—XIX века в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия. Шли годы, появлялись люди, которые по зову сердца пытались собрать и записать то, что скрупулезно отбиралось. Надо полагать, что они и сами привносили в собираемый ими материал что-то свое, так как зачастую были людьми музыкально образованными, бывало, пускались в специальные фольклорные экспедиции.
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям. Третьи видят в романсе трибуну для провозглашения философских идей.
Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М. Глинка — А. Пушкин), “Голос из хора” (Г. Свиридов—А. Блок), “Титулярный советник” (А. Даргомыжский—В. Курочкин), “Для берегов.отчизны дальней” (А. Бородин—А. Пушкин).
В современной России существование и развитие этого музыкального жанра централизованно поддерживается проведением мероприятий типа Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса — Романсиада.
Виды русского романса
Жестокий романс.
В современной фольклористике не существует единого определения жанра жестокого романса. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.