Найти тему
What A Movie

Скарлетт Йоханссон и каст о "Чёрной Вдове"

Photo: David Slijper
Photo: David Slijper

Скарлетт Йоханссон готовится к бою так же, как опытный врач готовится к операции или астронавт прибывает на свой восьмой космический полет. Волосы заплетены в косу, она едва смотрит на знакомый чёрный кэтсьют Наташи Романофф, уверенно застёгивая каждую пряжку и каждую молнию. Едва умещаясь в крошечном складе оружия на съёмочной площадке на Манхэттен-Бич, убийца-ставшая-мстителем окружена всеми пушками, ножами и глянцевыми париками, которые когда-либо могут ей понадобиться. Она двигается так, будто делает это уже десять лет – и она действительно делает это уже столько лет.

Но это что-то новое: нет ни Капитана Америки, ни Соколиного Глаза, ни Щ.И.Т – это долгожданный сольный фильм о Чёрной Вдове, снятый в суматохе между распадом команды супергероев в 2016 году «Первый Мститель: Противостояние» и их воссоединением в 2018 году в «Мстители: Война Бесконечности». Миссия, к которой она готовится, личная: как бывший русский агент, она идёт против врагов из своего прошлого. Когда землячка Наташи, Вдова Мелина Востокофф (Рэйчел Вайс), недоумевает, как они справятся с одним особо грозным врагом, Наташа отвечает: «Просто дай мне подобраться к нему поближе». Это не высокомерный сарказм или самодовольное хвастовство: это сухая угроза от шпионки, которая очень, очень хороша в своей работе.

Йоханссон натягивает вторую перчатку и... свет гаснет. Во всей студии отключился свет, в темноте кто-то просит фонарики. После быстрого расследования съёмочная группа обнаружила, что отключение – не дело рук дьявольского суперзлодея, а взорвавшийся неподалёку трансформатор. Миссии Наташи придётся подождать ещё немного – но это нормально. Чёрная Вдова знает, как ждать.

Photo: David Slijper
Photo: David Slijper

Когда Скарлетт Йоханссон дебютировала в роли Чёрной Вдовы в «Железном Человеке 2» 2010 года, тогдашняя зарождающаяся Кинематографическая Вселенная Marvel была больше похожа на маленькую галактику. Сегодня она является самой прибыльной кинофраншизой всех времён, выросшей в Джаггернаута из двадцати с лишним фильмов, который сносит немыслимые кассовые сборы и превращает непонятных комических персонажей в звёзд, которые у всех на слуху. Среди них и Романофф, рыжеволосая супершпионка без суперсил.

Талантливая игра Йоханссон завоевала сердца поклонников, благодаря сарказму и склонности к надиранию задниц, плюс – её драматической эволюции: она переходит от игры под прикрытием (от роли личного помощника Тони Старка) к члену-основателю Мстителей – спасителей вселенной.

Теперь, после 10 лет и семи фильмов, этот паук наконец-то сыграет в пасьянс. Кейт Шортланд – режиссёр фильма «Чёрная Вдова» (в российских кинотеатрах с 24 апреля), приквела, который рассказывает о Нат до того, как – внимание, спойлер! – она пожертвовала собой, чтобы помешать планам Таноса в прошлогоднем фильме «Мстители: Финал». Наташа, которую мы знали, обычно предпочитала смотреть вперёд, а не назад: её, молодую девушку, «учили на убийцу» в секретной советской программе «Красная комната», она работала киллером и агентом КГБ в каких-то менее чем героических миссиях. С тех пор она посвятила свою жизнь более добродетельным занятиям, будь то пресечение инопланетных вторжений (несколько раз) или обучение Халка уходу за собой. Теперь она вынуждена пересмотреть свою историю – и травму прошлого – когда её втянули в заговор, связанный с Красной Комнатой. «Я подумала, что было бы интересно исследовать эту часть её жизни, прежде чем она вновь присоединится к Мстителям, прежде чем она пожертвует собой, – объясняет Йоханссон. – Как она, будучи разбитой на множество осколков, снова стала целой?».

©Marvel Studios 2020
©Marvel Studios 2020

Йоханссон – двукратная номинантка на премию «Оскар» за роли в «Кролике Джоджо» и «Брачной Истории» – говорит, что она и президент Marvel Studios Кевин Файги впервые обсудили потенциальный сольный фильм во время пресс-тура «Мстителей» 2012 года, как просто «крошечную крупицу идеи». Как и другие Мстители, такие как Тор и Капитан Америка, Наташа продолжала развиваться в рамках главной сюжетной линии Кинематографической Вселенной Marvel до своей смерти в «Финале» – благородном конце для персонажа, который посвятил свою карьеру героя попыткам исправить прошлые ошибки. «Мы планировали заключение для Бесконечности последние пять-шесть лет, и путь Наташи в рамках этих последних фильмов получил приоритетное внимание, – объясняет Файги. – Идея о сольном фильме, действие которого происходит в прошлом, персонажа, которого мы уже знали, казалась нам неправильной».

Даже когда журналисты и поклонники неоднократно спрашивали Йоханссон, когда выйдет сольный фильм о Чёрной Вдове, актрису одолевали сомнения.

Вообще, я подумала, что справлюсь. Если мы [собирались] это сделать, то к этому нужно было подойти творчески. Я так долго работаю, и мне необходимо чувствовать, что мне бросают вызов. Я не хочу делать то же, что я уже делала раньше.

Всё изменила встреча с Шортланд, австралийским режиссёром, известной своими интроспективными инди-фильмами с женщинами в главных ролях, такими как «16 лет. Любовь. Перезагрузка» 2004 года. «Мы нашли общий язык благодаря историям о доверии, о близости и о выживании женщин, – говорит Шортланд о том первом разговоре. – Не нужно было быть супергероем, чтобы отождествлять себя с женщиной, у которой было действительно тяжёлое детство, и которая выжила, и у которой огромное доброе сердце, и которая помогает другим людям». Шортланд – первая женщина-режиссёр сольного фильма о герое в истории Кинематографической Вселенной Marvel – не планировала связываться с супергеройским кино, но её заинтриговала стойкость Чёрной Вдовы (и отсутствие суперсил). «Несмотря на то, что это фантастическая вселенная, то, как снимает Кейт, – вполне реально», – говорит Рэйчел Вайс.

«Когда я смотрела прошлые фильмы, я видела, как много стоит за персонажем; её видят и вроде бы конкретизируют, – добавляет Шортланд. – Но зачастую мы не видим, не понимаем, кто она, когда она одна – кто она, когда снимает маску экшен-героя».

 Photo: David Slijper
Photo: David Slijper

Бо́льшая часть Чёрной Вдовы исчезает, когда снимается эта маска. За эти годы Marvel рассыпалась в загадочных аллюзиях на прошлое Нат – отсылка к Будапешту, флешбэк о «Красной комнате» – но новый фильм погружается глубже. «Приквел, который просто заполняет пробелы в той информации, что вы уже знаете, не очень захватывает», – говорит Файги.

Что интересно и имеет значение, так это люди, окружавшие Наташу, и то, как они помогли сформировать её осознание себя. Самовольно покинув Мстителей, она обращается к единственным родственникам, которые у неё когда-либо были: группе русских шпионов, которые вместе были под прикрытием (как семья), когда Наташа была ребёнком. Есть Вайс – таинственная Мелина, которую тоже тренировали как Вдову. Есть Флоренс Пью в роли Елены Беловой, «Бледного Паучка», которую Нат считает отчуждённой младшей сестрой. Есть Дэвид Харбор – Алексей Шестаков ака Красный Страж, русский ответ Капитану Америке. «Я думал, что это будет прямолинейный экшн-фильм, а потом он стал настоящим исследованием характера неблагополучной семьи», – говорит Харбор.

Jay Maidment/©Marvel Studios 2020
Jay Maidment/©Marvel Studios 2020

Чтобы сыграть эту семейную связь, актёры должны были сблизиться – реально сблизиться. Йоханссон и Пью виделись всего несколько раз до того, как вместе снимались в своей первой сцене: жестокой драке между Наташей и Еленой, которые не виделись много лет. «Мы тут же оказались в личном пространстве друг друга, типа: «Ладно, я буду хватать тебя за подмышку, а ты положи руку под моё колено», – вспоминает Йоханссон. «Помню, как я тогда думала: «Это один из способов узнать друг друга», – со смехом добавляет Пью.

У Мстителей сейчас может быть разнообразный женский состав, но в 2010 году Чёрная Вдова была единственной женщиной-мстителем Кинематографической Вселенной Marvel. Теперь, когда такие фильмы, как «Капитан Марвел» и «Чудо-Женщина», поднимаются в топ по кассовым сборам, супергеройский проект под руководством женщины уже не в диковинку. Для Йоханссон это благоприятное изменение, и хотя оно было постепенным, актриса говорит, что больше всего чувствовала это во время съемок «Войны Бесконечности» и «Финала», сражаясь с инопланетянами рядом с Окойе (Данай Гурира) и Алой Ведьмой (Элизабет Олсен) или наблюдая за тем, как Капитан Марвел (Бри Ларсон) впервые приходит на съёмочную площадку. «Для всех, кто сказал мне: «О, это [фильм о Чёрной Вдове] должно было случиться пять-десять лет назад» – это было бы не так существенно, мы просто не смогли бы этого сделать. Этот фильм выйдет сейчас в результате происходящих событий, в духе времени, и я считаю, что это довольно круто».

Ключом, утверждает Йоханссон, является не просто каст женских персонажей, но и рассказывание явно женских историй. (Она помнит, как однажды ей сказали, что фильм «Чёрная Вдова» «может быть как Борн, но с женщиной»). «Думаю, что сила этого персонажа действительно заключается в её уязвимости и её принятии этого, – говорит актриса. – У неё есть эмоциональный интеллект, который позволил ей выжить без каких-либо суперсил. Она та, кто решает проблемы. Она прагматичный человек. Я думаю, что многие из этих качеств по своей сути являются женскими».

Photo: David Slijper
Photo: David Slijper

И хотя Наташа, возможно, встретила свою смерть на дне того обрыва на Вормире, Йоханссон хочет, чтобы её наследие жило дальше. «Я надеюсь, что этот фильм продолжит крушить границы дозволенного, так, что у нас будет больше женщин-супергероев, которые по своей сути являются женщинами, а не только «Бэтменами на каблуках» или кем-то там ещё», – добавляет она.

Дата выхода фильма приближалась, а Скарлетт и Кейт всё ещё сидели в монтажке, внося последние изменения. Этот фильм – первый раз, когда Йоханссон берёт на себя роль исполнительного продюсера в Кинематографической Вселенной Marvel, и она признаётся, что чувствует себя защитницей Нат и того, как примут её историю. «Помню, как на San Diego Comic-Con [в 2019 году], я была так напугана и так нервничала, – вспоминает Пью выход на сцену с Йоханссон. – А когда мы сошли со сцены, держась за руки, она тоже так же нервничала».

Для Скарлетт «Чёрная Вдова» является кульминацией десятилетних усилий; и, как отмечает актриса, Наташа не единственная, кто изменился за эти годы. «Этот фильм – во многом результат того пути, моего собственного личного путешествия, – говорит она. – Я чувствую, что, наверное, раньше не была настолько готова или способна идти в такие некомфортные, неловкие, уродливые места. Думаю, что только с возрастом ты больше себе доверяешь».

Photo: David Slijper
Photo: David Slijper

В конце концов, иногда шпионы достигают лучших результатов не с маскировкой, а наоборот – без неё. «Может быть, раньше мне даже не была так любопытна эта часть [Наташи], – говорит Йоханссон. – Может быть, мне было интереснее носить все эти маски, а теперь меня больше интересует то, что за ними».

По материалам ресурса Entertainment Weekly.