по мнению девочки-подростка
По правде сказать, любовными романами я увлеклась очень рано. Даже помню когда - мне было 12 лет. Мама купила тогда модные книжки серии "Шарм", с млеющими красавицами (в объятиях брутальных мужчин) на обложке. Я взяла одну такую книжку с полки, открыла и залипла. "Ночная тень" книжка называлась и она была "проглочена" мною за ночь. Позже мама смеясь рассказывала своей подруге: "Она у меня уже про секс читает". Какой секс? - недоумевала я. Секса для меня в книжке никакого не было, была любовь, был увлекательный сюжет. А все, что кроме я в общем-то пропускала, чтобы не тратить время. Проще сказать читала по диагонали. Конечно, через год, когда я эту книжку перечитывала, открыла там для себя очень много нового и познавательного. Но это совсем другая история...
Итак, любимые книги моего подросткового возраста.
1. "Катрин" Жюльетты Бенцони.
Когда я книгу перечитывала в возрасте "слегка за тридцать" никакой великой любви между персонажами я не увидела, а только какие-то странные садо-мазохистические отношения, где она -терпила, а он - палач. Но в 13 лет, когда я впервые прочла растянутую на семь книг эпопею о злоключениях прекрасной Катрин во имя ее разлюбимого Арно, мне показалось, что нет ничего чудесней такой любви. И пусть он ее часто оскорблял и унижал, изменял и даже бил - я принимала на веру посыл автора, что мол, он это делал от великой любви, которой постоянно сопротивлялся. А всепрощение его дамы сердца не могло не восхищать, это ж надо как она его любит: он может ее насиловать, выгонять из собственного дома, отбирать детей, но стоит ему заболеть (причем по собственной дурости), она сломя голову несется к его изголовью лечить, забыв про гадкие его поступки.
Ну вот не получилось! Хотела написать о светлом воспоминании из детства и тогдашнем восхищении этой книгой, но не смогла, взрослый взгляд на нее перекрыл его на проч. Но о хорошем! Замечательный стиль повествования, очень богато выписанные портреты персонажей и интерьеры. В 13 лет как-то это даже мешало моему чтению и я прибегала к своей излюбленной диагонали. Но в тридцать лет я оценила прежде всего описательный талант писательницы и понастольгировала по тем дням, когда проза еще не была развернутым сценарием, где преобладают диалоги. Также замечательный исторический фон, который дал мне - невежественному ребенку - хоть какие-то представления о истории Франции (которой я позже увлеклась и перешла на документальную литературу). Да что там, я полюбила историю этой страны!
2. Серия книг о Сюзанне Роксаны Гедеон.
Вышла на книгу в 15 лет. Она стояла на полке в бабушкиной квартире. Так совпало, что я искала чего бы почитать... Химия между персонажем и читателем произошла. Я "проглотила" роман за несколько дней. За тем, обрадовалась, что есть еще его продолжение. В свободное время даже пыталась в тетрадях строчить сценарий сериала по этой книге, мечтая увидеть рассказанную там историю на большом экране. Некоторые диалоги из романа заучила на изусть.
В центре романа жизнь юной принцессы Сюзанны: ее взлеты и падения, многочисленные романы, приключения. Как это не удивительно, но мне нравилось, что Сюзанна не однолюбка, что ей не везет в любви, но тем ни менее она не унывает и в итоге встречает того самого, который ее достоин. Роман написан от первого лица, такая, популярная нынче ретроспекция, заставляет соприкоснуться с душой персонажа, даже, обладая сильной эмпатией, перевоплотиться в него, конечно, на период прочтения книги.
Отдельное слово об исторической канве сюжета. В увлекательной форме здесь подается история Франции периода правления Людовика 16 и Марии Антуанетты, а потом и революции. Так что роман не только позволяет скоротать время, но и провести его с пользой для эрудиции.
В прошлом году я попробовала перечитать когда-то любимую серию. Не получилось. Первая книга зашла, богатство языка я для себя отметила и даже восхитилась талантом автора. Но вторая книга не пошла и я бросила чтение. Может потому что из таких книжек я давно выросла.
3. "Графиня де Монсоро" А.Дюма.
Начинала с "Королевы Марго", прочесть которую меня побудил сериал с Харатьяном и Жигуновым в главных ролях. Роман не впечатлил меня. Но когда я принялась за "Графиню...", то не могла оторваться вечера и даже ночи на пролет. Меня очень впечатлила любовь благородного Бюсси к таинственной блондинке, как он ее искал, как он защищал ее честь, и как храбро он сражался в финале - один против толпы. "И умер с именем Дианы на губах." - эта строчка вызывала мурашки и я от всей души верила в свои 14 лет, что такой и должна быть настоящая любовь. Вздыхая вместе с Александром Дюма: "Раньше женщин любили как королев, а королев, как богинь" (правда эта цитата из другого его произведения). Также огромную симпатию у меня вызвал Шико, который под маской глупого шута скрывал глубочайший ум и необыкновенную преданность своему королю, который как раз то и не отличался умом. А как он противопоставлялся лицемерному и трусливому окружению короля.
Позже я не раз пыталась книгу перечитать, но не пошло, то ли я выросла, то ли стиль романа, в наше время привыкшее к всевозможному упрощению, показался мне очень таки тяжеловесным.
4. "Анжелика" Анн и Серж Голон.
Книгу я осилила (а потом и серию) с второго захода. Первый был в 9 лет. Очень мне нравилась ее экранизация, вот и взяла с маминой полки этот роман. Но ничего не поняла и поставила его обратно. В тринадцать лет, когда мой читательский апетит был уже разогрет фривольным бульварным чтивом К Коултер, я приступила к "Анжелике". Читала ночи напролет, таскала книгу с собой в школу и открывала на перемене. Забыла детские игры,учебу, перестала общаться с прежними подругами, бегать на улице , играть в снежки с друзьями, делать уроки. Как-то на перемене ко мне подошла одноклассница и высокомерно заявила: "Моя мама сказала, что такие книжки девочкам читать нельзя, рано еще!". Но я читала. С одинаковым интересом зачитываясь и сюжетными ходами и подробными постельными сценами.
Наступили летние каникулы. И мне навязали сидеть с трехлетним двоюродным братом. Как он меня бесил, он мешал мне читать, начиная привлекать внимание, когда я полностью была поглощена очередным эпизодом. Я психовала, ругалось. "А зачем вообще нужно читать?" - задал вопрос он. Я застыла, не зная как объяснить ему очевидное: "Это же очень интересно!" "Интересней, чем играть?" - недоверчиво фыркнул он. "Конечно!" - не сомневалась я.
5. Кетерин Коултер. Серия "Невеста"
На взгляд сегодняшней меня, это абсолютно глупые книжки, персонажи которых лишены какой-либо логики и связи с реальностью. Но не в 14-15-16 лет. Как мне нравилась Алекс Шербруг - отважная девушка, которая обманом женила на себе Дугласа, а потом постепенно завоевывала его любовь тем, что... постоянно выводила на эмоции. То с лошади его скинет, то вазой в него зашвырнет, то закроет в комнате, а ключи выкинет в окно, то обувь выбросит в реку и ему приходится босяком вышагивать по городу домой. Но подействовало же! Конечно, романтики в этом мало, сплошной детский сад, но мне так нравилась эта история, что я истрочила несколько тетрадей, пытаясь написать длиннущий сериала по романам Кетрин Коултер "Как удачно выйти замуж", где одна книга - это одна серия.
Вторая история, впечатлившая меня-подростка - это "Невеста-наследница", где главная героиня вышла замуж за первого встречного, зная, что он женился на ней только из-за ее богатого приданного. Причина сему была - у него очень красивые глаза! В смысле она полюбила его за красивые глазки и на все готова была, чтобы его заполучить. И ничего, что братья ее его терпеть не могут, и что за ним гоняются наемные убийцы, и что ей самой придется сделать ему брачное предложения, а потом учиться быть хозяйкой дома, где все ее ненавидят.
Ну и третья книга серии, произведшая на меня впечатление: "Дочь викария". Опять же активная героиня, которая в отношениях с мужчиной берет "быка за рога". И это же в 19 веке, когда девушкам полагалось быть пассивной леди, которая во всем должна была слушаться мужа и полагаться на его решения.
Вряд ли эти романы (Коултер и подобных ей авторов) привлекли бы сегодня мое внимание, но и тогда я к ним относилась как к чему-то легкому и несерьезному. Так чтиво на пару ночей, которое читается и забывается. Я подобных романов прочла тогда десятки, а вот в голове остались только единицы. Оно и правильно.