10 марта исполнилось 95 лет со дня рождения известной художницы Ники Георгиевны Гольц, одного из ведущих мастеров отечественной детской иллюстрации.
Более полувека творчества — невероятно большой срок. Первая тоненькая книга с рисунками Ники Гольц вышла в 1956 году, а последняя издана в 2013-м, и художница так и не успела подержать ее в руках. Несколько поколений детей учились читать и знакомились с героями мировой классики по книгам с рисунками Ники Георгиевны.
Жизненный путь дочери архитектора, театрального художника и графика Георгия Гольц был предопределен. Девочка росла в атмосфере любви и уважения к искусству и литературе и рисовала с детства.
«В выборе профессий особых сомнений не было, — вспоминала впоследствии Ника Гольц. — Я рисовала, рисовала всегда и знала, что буду рисовать всегда».
Правда, сначала она видела себя не в книжной иллюстрации, а в совершенно другом направлении — монументальной живописи. Но попав в мир книги, она быстро поняла, что это и есть ее призвание.
Художественный и литературный вкус Ники Гольц всегда был безупречен. Она была очень требовательна, избирательна и никогда не бралась работать с текстами, которые считала несовершенными. Зато своих любимых классиков — Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, Э.Т.А. Гофмана, В. Гауфа, А. Погорельского и В. Одоевского — Ника Гольц иллюстрировала бесконечно, возвращаясь к текстам этих авторов всю жизнь. Изредка она все-таки делала исключения и для своих современников — создала рисунки к сказкам Отфрида Пройслера и Александра Шарова.
Ника Гольц приобрела известность как виртуоз черно-белой графики. Для каждой книги она выбирала новую технику: работала тушью и пером, сухой кистью по трафарету, использовала штампы… Но художница всегда мечтала о цвете, и в конце концов, получила возможность проиллюстрировать в цвете:
Ее цветные иллюстрации к «Большой книге лучших сказок Г.Х.Андерсена» получили почетный приз Международного совета по детской книге IBBY в номинации «Искусство иллюстрации». Индивидуальный стиль Ники Гольц формировался в рамках богатой отечественной истории книжной графики.
Художница говорила: «В России есть традиция книжного иллюстрирования, в которой работали лучшие наши художники. Очень важно продолжить, развить эту традицию, не теряя национальных особенностей».
Однако художник никогда не станет настоящим мастером, если будет бояться отступать от устоявшихся рамок. И Ника Гольц прекрасно это понимала: «Художник должен «уметь».
Надо изучать технику, законы живописи, учиться рисовать. Это не значит, что эти законы нельзя нарушать. Напротив — надо. Но право на смелый, неожиданный, дерзкий ход дает только свободное владение мастерством». Подобное отношение к работе и позволило Нике Георгиевне создавать удивительные рисунки — легкие, утонченные, выразительные. Рисунки, которые легко узнает каждый, кто хотя бы раз взял в руки книгу с ее иллюстрациями.