Утром 3 марта 1986 года сотрудники музыкального магазина "Shades" в лондонском районе Сохо прибыли на работу, чтобы обнаружить очередь подростков, растянувшуюся на целый квартал. Это точно не было обычным зрелищем для утра понедельника, но владелец магазина Майк Шеннон был предупрежден, что этот день может быть напряженным. На прошлой неделе в "Shades" доставили 1000 копий третьего альбома Metallica под названием "Master Of Puppets", от британского лейбла звукозаписи Music For Nations, и поставщик намекнул, что возможно потребуется увеличить свой заказ, чтобы удовлетворить ожидаемый спрос на запись. В тот уик-энд сотрудники "Shades" потратили пару часов, упаковывая копии альбома в пластиковые пакеты, в комплекте с предварительно напечатанными квитанциями, чтобы подготовиться к ожидаемой утренней спешке в понедельник. Как показали последующие события, это время было потрачено не зря.
Менеджер лейбла Music For Nations Мартин Хукер приехал в магазин примерно к обеду. Он стоял и смотрел, как казалось бы, бесконечная очередь метал-фанатов хлынул в крошечный подвальный магазин звукозаписи, чтобы обменять свои скомканные банкноты на коллекцию из восьми песен, которую его лейбл рекламировал в музыкальной прессе как "50 минут металлического совершенства."
"Они просто раздавали копии весь день, - вспоминал позже Хукер. - Я смотрел на всё это с отвисшей челюстью. Это было невероятно".
Спустя тридцать с лишним лет кажется удивительным , что "Master Of Puppets", один из самых почитаемых, вдохновляющих и влиятельных метал-альбомов всех времен, даже не пробился в британский чарт Топ-40 в 1986 году, остановившись на 41 позиции в Национальном альбомном чарте в год, когда Iron Maiden и Bon Jovi были в Топ-10 альбомов. Но статистика чартов сама по себе не способна измерить значимость альбома, который сделал его создателей королями метала новой эры и навсегда изменил лицо жанра.
Для тех из нас, для кого "Master Of Puppets" стал точкой входа в Metallica, было ясно, что это абсолютно новое и захватывающее приключение. Это было понятно ещё до того, как зазвучали первые ноты с новой пластинки.
В первые же секунды после прикосновения иголки к пластинке и последующего акустического вступления к "Battery" обращаешь внимание портрет группы, украшающий обложку пластинки. На этом фото, снятом Россом Халфином, участники группы сидят вместе на диване за кофейным столиком в гостиной общего дома Джеймса Хетфилда и Ларса Ульриха на бульваре Карлсон 3132 в Эль-Серрито, Калифорния. На столе котором стоят бутылки пива, остатки еды на вынос, последний номер порножурнала "Пентхаус" и газета "The San Francisco Examiner" от 25 июля 1985 года, с заголовком о том, что у Роя Хадсона (американского актера) обнаружен СПИД.
На одном конце дивана гитарист Кирк Хэмметт направляет пивную бутылку в объектив Халфина, на другом басист Клифф Бертон приветствует фотографа поднятым средним пальцем. Комната в ужасном беспорядке, но благодаря плакатам Iron Maiden на стенах и дерьмовой стереосистеме в углу, она, в общем-то, не так уж сильно отличающейся от любой подростковой спальни, а четверо дерзких подростков на диване, в своих рваных джинсах, джинсовых куртках и поношенных футболках, не сильно отличаются от большинства других подростков-металхэдов. По сравнению со стилизованными, "вылизанными" портретами Iron Maiden, которые Халфин снимал для "Somewhere in Time", альбом Metallica выглядел диким, в хрошем смысле этого слова. Вы инстинктивно чувствовали, что члены группы, одни из нас.
...И тут начинает играть музыка...
Выражение "гипнотическая сила" будет совершенно уместно, чтобы описать то, как воздействуют эти 54 минут и 46 секунд звука, из альбома "Master Of Puppets". Эти песни стали культовыми - взрывная "Battery", величественная "Master Of Puppets", тлеющая "Welcome Home (Sanitarium)", прекрасный, по-классически атмосферный "Orion" и всеразрушающий "Damage, Inc." ни на йоту не стали слабее по прошествии времени. На этом альбоме, обыгрывающем тему манипуляции и контроля, Metallica продемонстрировала всё своё мастерство и силу. Это был первый альбом полностью написанный этой четверкой. Демо было записано весной-летом в гараже по адресу 3132 Carlson Boulevard и предоставлено продюсеру Флеммингу Расмуссену, после чего квартет перебрался в Копенгаген в Sweet Silence studios для работы над записью альбома. После релиза "Master Of Puppets" журнал "Sounds" назвал его" важнейшей вехой в истории звукозаписи".
"Можно сказать, что было что-то волшебное в воздухе тем летом, когда мы работали над "Master Of Puppets", особое чувство, которого не было раньше и которое не повторялось позднее,"- вспоминал Ларс Ульрих. - Хотя это неправда. Я думаю, что у нас просто был правильный настрой и открытость новым идеям. Группа обретала всё большую уверенность в себе".
"Основная часть была записана в мае и июне 1985 года, на основе наших лучших идей, которые мы придумали за прошедшие годы", - продолжал он. - В этот раз все было всё точно так же, как и раньше. В основном, мы с Джеймсом сидели с кучей кассет и разбирали детали его идей и идей Кирка. Но и Клифф был в группе в течение нескольких лет, и он принес со своей стороны много гармоний и мелодий. Нам с Джеймсом потребовалось определенное время, чтобы проникнуться некоторыми идеями Клиффа о гармонии и мелодии, потому что раньше мы никогда не играли ничего подобного. Но через некоторое время мы врубились, и тогда мы начали больше экспериментировать".
Конструктивно "Master Of Puppets" повторяет формат своего предшественника, но здесь идеи Metallica получили своё развитие, их уверенность в собственных силах стала более выражена. В некотором смысле, "Ride The Lightning" был более смелым альбомом, бесстрашным стилистическим скачком вперед от дебютника "Kill' Em All" , но при этом на группу посыпались обвинения в продажности из-за песни "Escape", которую группа возненавидела так сильно, что отказывалась исполнять ее вживую почти три десятилетия. "Master Of Puppets" был бескомпромиссным во всем, это была работа людей, полностью уверенных в избранном пути.
"Master Of Puppets" - это определенно менее коммерческий альбом, чем "Ride The Lightning", - настаивал продюсер Флемминг Расмуссен. "Определенно, с "Master Of Puppets" группа Metallica могла быть довольна, ведь они заключили контракт с крупным лэйблом, избавившись тем самым от множества проблем. Они так и говорили: "Мы просто будем делать то, что нам нравится, а если звукозаписывающей компании это не нравится, то пусть идут на...- Я думаю, что так оно и было. И это тоже сработало. Нет ни одной плохой песни на альбоме, ни одной. Это просто сказочно, от начала и до конца. У них было тот юношеский задор, типа "мы лучше всех в этом мире", и им просто хотелось надрать кому-то зад".
Что необычно для альбома, изданного крупным лейблом (Music For Nations, возможно, и была независимой студией, но альбом был оплачен звукозаписывающей компанией Elektra из США), для "Master Of Puppets" не было издано ни одного сингла или видео, чтобы продвинуть его, ни одного радиоформатного трека, чтобы подтолкнуть его создателей к большому успеху. Но сарафанное радио сработало гораздо лучше. После релиза альбом вошел в чарты Billboard под номером 128, в конечном итоге поднявшись до 29 позиции, несомненно, на тот момент это был самый тяжелый альбом, когда-либо находившийся на таких головокружительных высотах. Также этому способствовал совместный тур по США с Оззи Осборном, благодаря которому группа смогла выступить перед десятками тысяч поклонников метала, совершенно незнакомыми с трэш-движением, а выступления в Великобритании подтвердили их новый статус, в качестве самой значительной метал-группы со времен Iron Maiden.
Возможно, в истории 1986 год станет годом прорыва трэш-метала в мейнстрим, и "Master Of Puppets" стал своего рода толчком для фанатов тяжелой музыки искать более экстремальное звучание, тем самым проложив успешную дорогу для Slayer с их "Reign In Blood" и Megadeth с "Peace Sells…", а также привлечет интерес к таким группам как Kreator, Dark Angel и Destruction. Master Of Puppets" стал убедительным доказательством того, что Metallica не только переросла местную сцену, но и обрела мировую славу. Он раздвинул границы жанра и бросил вызов тем, кто следовал за Metallica, чтобы они, по крайней мере, попытались бы сделать то же самое.
И если вам нужны какие-то доказательства важности и культовости этого альбома, то вот пример - в 2015 году, спустя 29 лет после своего выхода, без всякой рекламы и какого-либо продвижения, было продано 202 тысячи копий, тем самым альбом занял пятое место по продажам среди всех рок/метал альбомов за год. И сегодня этот альбом остается эталоном, на который стоит равняться всем новым метал-группам.