29 мая 1945 года в Амстердаме был арестован художник Хан ван Меегерен – преуспевающий собиратель антиквариата. Ему предъявили серьезное обвинение – в коллаборационизме: во время войны он осознанно продал нацистскому рейхсмаршалу Герману Герингу национальное достояние Голландии – картину Вермеера «Христос и судьи». Антиквару грозил солидный тюремный срок. Однако после двух недель содержания под стражей ван Меерген признался, что «Христос и судьи» никак не может считаться национальной реликвией, поскольку это полотно написано … им самим.
Человек года
Разумеется, ему не поверили. Тогда обвиняемый, во-первых, предложил сделать обыск на его вилле, где хранились эскизы его работ, а во-вторых, провести следственный эксперимент. Меегерен вызвался под наблюдением искусствоведов создать новое классическое произведение «Вермеера». Ему пошли навстречу. И в результате увидели рождение очередной фальшивки – картины «Иисус среди врачей». После чего специально созданная комиссия из художников, историков искусства и химиков вынесла решение, что авторство многих полотен Вермеера, вполне возможно, принадлежит ван Меегерену. Тот, кстати, и не отрицал, что «Христос и судьи» - далеко не единственная его подделка. Получалось, что художник надул самого всесильного Геринга! Обвинение в коллаборационизме было снято, вместо этого ван Меегерену инкриминировали мошенничество.
Суд, начавшийся 29 октября 1947 года, привлек небывалый интерес общественности, который обвиняемый подогревал, активно доказывая свою виновность. Но поскольку прежние заключения о подлинности его работ давали известные эксперты, действующие по заказу покупателей, Меегерену в итоге дали только год тюрьмы. Но художник и этого срока не протянул, скончавшись от инфаркта через два месяца. Он так и не узнал, что в 1948 году жители Голландии признали его Человеком года.
А должное его работам отдавала вся Европа, буквально ломившаяся в 1950-е годы на выставки Меегерена. Причем в залах демонстрировались как знамениты подделки, так и картины, созданные под его собственным именем.
Мастер искусства
Хан ван Меегерен родился 10 октября 1889 года в провинциальном голландском городке Девентер в семье учителя. Живописью он увлекся с детства: больше всего ему по душе пришлись полотна старых голландских мастеров. После школы Хан поступил в Делфтский технический университет на архитектурный факультет, но архитектором так и не стал, провалив экзамены. Дело в том, что его по-прежнему интересовала в основном живопись, в которой он делал все больше успехов. В итоге он экстерном окончил Академию изящных искусств в Гааге и в 1914 году получил звание мастера искусств. А уже в 1922-м прошла первая персональная выставка художника, где публика оценивала его как способного портретиста.
Продав «Тайную вечерю» и еще одну фальшивку, Хан заработал без малого 3 миллиона.
У него появились заказчики и деньги. Но все портили критики, обвинявшие ван Меегерена в недостаточной самобытности и подражательстве старым мастерам. Собственно, один из них и «заставил» Хана заняться подделкой картин.
Дело было так. В 1928 году Меегерен и его друг – художник и антиквар Тео ван Вайнгаарден – нашли картину, в которой опознали работу Франса Халса. Их догадку подтвердил искусствовед доктор Гроот. Он же подыскал покупателя. Но после того как сделка состоялась, не менее известный искусствовед Абрахам Бредиус заявил, что картина подделана. Друзья были вынуждены вернуть деньги, однако Вайнгаарден решил наказать Бредиуса. Он принес критику собственную картину, уверяя, будто это творение Рембрандта. И когда критик признал гениальное авторство, Вайнгаарден посрамил в присутствии свидетелей полотно, не представлявшее никакой ценности.
Как угодить критику
После истории с липовым Рембрандтом Меегерен и решил начать писать картины «Вермеера». Он старательно изучил его художественный почерк, а также рецепты используемых им грунтов, лаков, красок. Была, правда, одна загвоздка: все старые полотна покрывают кракелюры – мельчайшие трещины красочного слоя, по которым специалисты судят об истинном возрасте картины. Воспроизвести их очень не просто. Меегерен нашел выход, взявшись использовать старинные малоценные картины. Он счищал с них красочный слой и писал картину заново. Решил он и вопрос с имитацией вековой пыли, въедающейся в кракелюры. Он разработал оригинальный состав краски, которая в специальной электропечи при температуре +105 градусов по Цельсию затвердевала так, словно сушилась на протяжении 100 лет.
Первыми из-под кисти Меегерена вышли «Девушка с нотами» и «Музицирующая девушка». На этих картинах Хан отработал технологию фальсификации, а потому предпочел оставить их у себя, хотя обе они смотрелись так, будто их писал Вермеер.
Картина «Христос в Эммаусе» стала наиболее известной подделкой Меегерена. Сам Вермеер создал лишь одно полотно на религиозную тему. А потому знаток творчества художника, тот самый Бредиус, не раз говорил, что со временем вполне могут быть найдены его ранние произведения, изображающие библейские сюжеты. И Меегерен решил «угодить» критику. Он продумал все до мелочей. Купил подлинное полотно XVII века, использовал старинные гвозди, которыми холст крепят к подрамнику, и писал кистями из барсучьего меха. Семь месяцев кропотливого труда окупились сторицей: картина, включая подпись Вермеера, удалась на славу.
А представить свою работу публике Хан решил через своего адвоката Боона. Ему он рассказал, будто купил картину в Италии и контрабандой вывез ее в Монте-Карло. Боон отправил полотно в Бредиусу для экспертизы. Авторство Вермеера не вызвало у мэтра ни малейших сомнений. Он был восхищен, ведь «Христос в Эммаусе» отлично укладывался в его теорию существования доселе неизвестных полотен Вермеера.
Непростой выбор
Картина ушла в музей Роттердама. Меегерен заработал 34 тысячи гульденов. Перед ним встал непростой выбор: слава или деньги: Конечно, ему хотелось посрамить некомпетентных экспертов и попутно доказать миру, что по своему мастерству он не уступает великому соотечественнику. Но это означало бы потерю всех средств. Меегерен предпочел деньги и снова взялся за дело. В 1938-1939 годах на свет появились два полотна, на этот раз выполненные под Питера де Хоха (Голландия, XVII век). За эти картины Хан выручил уже 350 тысяч гульденов. Потом он вернулся к Вермееру. Сначала возникла «Голова Христа» как эскиз к как бы пока не найденному большому полотну. Позже было написано оно само – «Тайная вечеря».
Начавшаяся Вторая мировая и невзгоды военного лихолетья почти не коснулись Меегерена. В его жизни почти ничего не изменилось. Продав «Тайную вечерю» и еще одну фальшивку, Хан заработал без малого 3 миллиона. Но былое вдохновение уходило от художника, качество его работ падало. К тому же у многих начали возникать вопросы: каким образом в одних руках и неизвестно откуда оказалось множество ранее никому не известных полотен голландских мастеров? Тем не менее фальшивки продолжали покупать.
Роковой для автора стала картина «Христос и судьи», найденная американцами в соляных шахтах Австрии вместе со многими другими экспонатами коллекции Германа Геринга. Сохранившееся архивы позволили без труда найти продавца – Меегерена. А что случилось дальше, мы уже знаем …
Подлинник или подделка?
Интересна судьба еще одной картины Меегерена. «Сводница», найденная на его вилле, попала в собрание живописи лондонского института искусств Курто. Это полотно изначально считалось подделкой. Однако экспертиза, проведенная в 2009 году, установила, что «Сводница» - подлинник кисти неизвестного голландца XVII века. А через 2 года очередная экспертиза нашла в краске следы синтетической смолы, которой в XVII веке просто не существовало. Картина снова была отнесена к фальшивкам. Но, по совести говоря, никто и сегодня определенно не скажет, подлинник это или подделка.
P.S
Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)