Дворянка, умница, красавица, «чистейшее существо с прекрасной душой – с жестокостью зверя всадит пять пуль в человека». В 1906-м она выстрелила в черносотенца Луженковского, жестокого карателя крестьянских бунтов. Девушку в гимназической форме, кокетливой шляпке и браунингом в муфточке никто бы не заметил, если бы Маруся не приставила пистолет к своей голове: «Вот она я. Расстреливайте меня!» И все. Следующие 34 года жизни она провела в тюрьмах, лагерях и ссылках, независимо от того, кто приходил к власти. Ее заставили прожить 57 лет. Ей не давали умереть. Судьба Спиридоновой – это история пыток и карательной медицины.
После призывного «Расстреливайте меня!» Марию не убили. Над ней надругались и изувечили в полиции. Террористку приговорили к смертной казни, но история попала в прессу, вызвав огромное сочувствие, и приговор заменили на пожизненное заключение на Нерчинской каторге. Мария приготовилась к смерти и пришла в ужас от гуманизма суда, она пыталась сама уйти из жизни, но родная партия левых эсеров запретила самоубийство. Для поддержания своей боевой подруги партия велела Владимиру Вольскому завязать с Марией переписку. Постепенно письма стали любовными, виртуальная страсть едва не привела к свадьбе двух чужих людей. Но когда они встретились, то оказались настолько разными, что не нашли общих тем для разговора.
Революцию 1917 года эсеры и большевики делали вместе. Мария вышла на свободу, но ненадолго, поскольку началось взаимное уничтожение бывших единомышленников, в котором большевики задавили эсеров. Убить Спиридонову по-тихому было трудно – она слыла народным героем, ее боялись, даже разбитую цингой, туберкулезом и голодовками. Поэтому в 1919 году Марию упекли в психбольницу ЧК. Она одной их первых открыла страницу истории об использовании карательной медицины в интересах власти. Стоило Спиридоновой выйти на свободу, как по новым доносам ее снова упекали то в тюрьму, то в психушку. В 1937-м под пытками сломался муж Марии, с которым она познакомилась во время ссылки в Уфу и жила счастливо.
Измученная допросами женщина требовала для себя у властей одного: «Проявите гуманность и убейте сразу». Позднее старая террористка написала открытое письмо в секретный отдел НКВД на ста страницах, где признавала превосходство советской власти: «Вы делаете лучше то, что могла бы сделать я». На последнем суде ее приговорили к очередным 25 годам тюрьмы, но из-за глухоты Спиридонова не расслышала приговор. А в сентябре 1941-го ее и еще 155 узников расстреляли. Фашисты подходили к Орлу, а чекисты сажали деревья над ямой с засыпанными телами. Могила до сих пор не найдена.
Было интересно? Подпишись на наш канал!
Лариса Щебренко (с) "Лилит"