Найти тему
Журнал не о платьях

"Красавица в ко­кет­ли­вой шляп­ке и с бра­у­нин­гом в муф­то­ч­ке"

Источник фото: maysuryan.livejournal.com
Источник фото: maysuryan.livejournal.com

Дво­рян­ка, ум­ни­ца, кра­са­ви­ца, «чи­с­тей­шее су­ще­ст­во с пре­кра­с­ной ду­шой – с же­с­то­ко­стью зве­ря вса­дит пять пуль в че­ло­ве­ка». В 1906-м она вы­с­т­ре­ли­ла в чер­но­со­тен­ца Лу­жен­ков­ско­го, же­с­то­ко­го ка­ра­те­ля кре­сть­ян­ских бун­тов. Де­вуш­ку в гим­на­зи­че­с­кой фор­ме, ко­кет­ли­вой шляп­ке и бра­у­нин­гом в муф­то­ч­ке ни­кто бы не за­ме­тил, ес­ли бы Ма­ру­ся не при­ста­ви­ла пи­с­то­лет к сво­ей го­ло­ве: «Вот она я. Рас­стре­ли­вай­те ме­ня!» И все. Сле­ду­ю­щие 34 го­да жиз­ни она про­ве­ла в тюрь­мах, ла­ге­рях и ссыл­ках, не­за­ви­си­мо от то­го, кто при­хо­дил к вла­сти. Ее за­ста­ви­ли про­жить 57 лет. Ей не да­ва­ли уме­реть. Судь­ба Спи­ри­до­но­вой – это ис­то­рия пы­ток и ка­ра­тель­ной ме­ди­ци­ны.

По­с­ле при­зыв­но­го «Рас­стре­ли­вай­те ме­ня!» Ма­рию не уби­ли. Над ней над­ру­га­лись и изу­ве­чи­ли в по­ли­ции. Тер­ро­ри­ст­ку при­го­во­ри­ли к смерт­ной каз­ни, но ис­то­рия по­па­ла в прес­су, вы­звав ог­ром­ное со­чув­ст­вие, и при­го­вор за­ме­ни­ли на по­жиз­нен­ное за­клю­че­ние на Нер­чин­ской ка­тор­ге. Ма­рия при­го­то­ви­лась к смер­ти и при­шла в ужас от гу­ма­низ­ма су­да, она пы­та­лась са­ма уй­ти из жиз­ни, но род­ная пар­тия ле­вых эсе­ров за­пре­ти­ла са­мо­убий­ст­во. Для под­дер­жа­ния сво­ей бо­е­вой под­ру­ги пар­тия ве­ле­ла Вла­ди­ми­ру Воль­ско­му за­вя­зать с Ма­ри­ей пе­ре­пи­с­ку. По­сте­пен­но пись­ма ста­ли лю­бов­ны­ми, вир­ту­аль­ная страсть ед­ва не при­ве­ла к свадь­бе двух чу­жих лю­дей. Но ко­г­да они встре­ти­лись, то ока­за­лись на­столь­ко раз­ны­ми, что не на­шли об­щих тем для раз­го­во­ра.

Источник фото: otr-online.ru
Источник фото: otr-online.ru

Ре­во­лю­цию 1917 го­да эсе­ры и боль­ше­ви­ки де­ла­ли вме­сте. Ма­рия вы­шла на сво­бо­ду, но не­на­дол­го, по­сколь­ку на­ча­лось вза­им­ное унич­то­же­ние быв­ших еди­но­мыш­лен­ни­ков, в ко­то­ром боль­ше­ви­ки за­да­ви­ли эсе­ров. Убить Спи­ри­до­но­ву по-ти­хо­му бы­ло тру­д­но – она слы­ла на­род­ным ге­ро­ем, ее бо­я­лись, да­же раз­би­тую цин­гой, ту­бер­ку­ле­зом и го­ло­дов­ка­ми. По­э­то­му в 1919 го­ду Ма­рию упе­к­ли в псих­боль­ни­цу ЧК. Она од­ной их пер­вых от­кры­ла стра­ни­цу ис­то­рии об ис­поль­зо­ва­нии ка­ра­тель­ной ме­ди­ци­ны в ин­те­ре­сах вла­сти. Сто­и­ло Спи­ри­до­но­вой вый­ти на сво­бо­ду, как по но­вым до­но­сам ее сно­ва упе­ка­ли то в тюрь­му, то в пси­хуш­ку. В 1937-м под пыт­ка­ми сло­мал­ся муж Ма­рии, с ко­то­рым она по­з­на­ко­ми­лась во вре­мя ссыл­ки в Уфу и жи­ла сча­ст­ли­во.

Из­му­чен­ная до­про­са­ми жен­щи­на тре­бо­ва­ла для се­бя у вла­стей од­но­го: «Про­яви­те гу­ман­ность и убей­те сра­зу». Позд­нее ста­рая тер­ро­ри­ст­ка на­пи­са­ла от­кры­тое пись­мо в се­к­рет­ный от­дел НКВД на ста стра­ни­цах, где при­зна­ва­ла пре­во­с­ход­ст­во со­вет­ской вла­сти: «Вы де­ла­е­те луч­ше то, что мог­ла бы сде­лать я». На по­с­лед­нем су­де ее при­го­во­ри­ли к оче­ред­ным 25 го­дам тюрь­мы, но из-за глу­хо­ты Спи­ри­до­но­ва не рас­слы­ша­ла при­го­вор. А в сен­тя­б­ре 1941-го ее и еще 155 уз­ни­ков рас­стре­ля­ли. Фа­ши­сты под­хо­ди­ли к Ор­лу, а че­ки­сты са­жа­ли де­ре­вья над ямой с за­сы­пан­ны­ми те­ла­ми. Мо­ги­ла до сих пор не най­де­на.

Было интересно? Подпишись на наш канал!

Лариса Щебренко (с) "Лилит"