"Мымрой" Крупскую называла старшая сестра Ленина – Анна Ильинична. Ей были подозрительны слухи о том, что супруга брата «таскается с товарищами». А вот партийная кличка у Надежды Константиновны была – «Рыба» - за пучеглазость, связанную с тяжелым расстройством щитовидки. Она вообще много болела, была бесплодна, перенесла несколько тяжелых операций. Не до красоты – быть бы здоровой. И гимназическая подруга Крупской Ариадна Тыркова-Вильямс вспоминала, что в девической жизни Нади не было «любовной игры, не было перекрестных намеков, взглядов, улыбок, а уж тем более поцелуйного искушения...». И даже пресса не смогла подретушировать изображение первой дамы государства на старых фото так, чтобы сделать ее сколько-нибудь привлекательной.
За что же сестра Ленина невзлюбила невестку? Похоже, она презирала в ней женщину и не понимала, как можно жениться на «такой». Дворянка, хоть и бедная, а ни капли женственности и гордости! Еще было бы понятно, женись Ильич на этой девице как на потенциальной мамке-няньке, безропотной обслуге – так нет же: Надя отличалась жуткой бесхозяйственностью, если не сказать неряшливостью. За мужем она не ухаживала – Ильич пришивал пуговицы сам, готовить не умела – хозяин дома в Мюнхене, где одно время жили супруги Ульяновы, хотел запретить русской неряхе пользоваться общей кухней из-за вечного бардака, да и многие отмечали беспорядок в квартире Ульяновых. Она полностью соответствовала идеалу «женщины новой формации», не замороченной бытом и преданной делу революции.
Что касается «таскания с товарищами», то это Анна Ильинична по злобе ляпнула (она была журналисткой, обожала порядок, вела летопись семьи Ульяновых, опекала детей революционеров – психологических предпосылок для неприязни выше крыши). В жизни Крупской было три романа. Сначала – влюбленность в студента Классона
(впоследствии у него на вечеринке по случаю Масленицы Надя познакомилась с Лениным), чуть позже – роман с пышноусым рабочим Иваном Бабушкиным,
и уже в замужестве – в Надю влюбился революционер Курнатовский, но мужа это не задело.
Ведь союз «мымры» с Лениным был служебным романом, побочным эффектом революционной борьбы.
Жандармы «пасли» не в меру активную молодежь и разгоняли их с тайных квартир. Старик (подпольная кличка Ленина) предложил проводить политсборища под видом вечеринок, а для этого – «назначить» всем товарищам жен. Все обрадовались, в итоге многие подхватили венерические болезни, а кто-то всерьез поженился. Конспирация сохранилась и тогда, когда Ильич вышел из тюрьмы и был отправлен в ссылку. Не куковать же одному – за сосланными товарищами должны были поехать «жены».
Старику нравилась Зинаида Невзорова, но она вышла замуж за Кржижановского.
Затем его кинула казачка Елена Ленина (!): сказала, что поедет за Ильичом хоть на край света, а потом оказалось – пошутила. Осталась только Крупская. Она и приехала с мамой (чтобы не отвертелся) в Шушенское к жениху, который ее даже не встретил, потому что охотился. Молодые сыграли скромную свадьбу, когда невесте было 29, а жениху – 28 лет.
Охота оказалась для Ильича пуще неволи и после свадьбы, но Крупская была человеком потрясающего самообладания и внешне спокойно переносила увлечения мужа. Лишь однажды она устроила ему сцену ревности, выгнав из дома кокетливую социалистку Марию Эссен. Зато Инесса Арманд фактически жила вместе с четой Ульяновых. Крупская ее по-своему любила. На очередном пике страсти мужа к Арманд Крупская очень достойно решила выйти из игры – под видом срочной работы уехала в дальнюю командировку, чтобы больше не вернуться. Но Ленин раскусил ее намерения и затребовал жену обратно. Ему нужен был друг. Она послушалась.
Они прожили вместе 26 лет. Душа в душу? Вполне возможно. Идейность нейтрализовала женственность, фиктивный брак обесценил чувства. Вероятно, Крупская была из того же теста, что и вождь: мужчины, преданные идее, ценят дружбу больше, чем любовь. Надежда Константиновна умерла 1939 году, в возрасте 70 лет.
"Нельзя терпеть ничего ни ради чего". Мнение психолога Лабковского ЗДЕСЬ
Лариса Щебренко (с) "Лилит"