Найти тему
CG CHANNEL

Мифы о фрилансе и как искать клиентов если вы новичок?

Оглавление

В сети активно продвигается мнение что фрилансером быть круто, можешь работать где хочешь, когда хочешь и с кем хочешь. Я фрилансер с двадцатилетним стажем и занимаюсь визуализацией интерьеров. Путь этот я не выбирал, в том смысле, что передо мной никогда не стоял выбор - работать на дядю или на себя, все случилось как-то естественно.

С первых курсов вуза стал брать мелкие творческие заказы, которые не сильно отвлекали от учебы… ну а дальше почувствовав вкус крови вкус денег и пошло-поехало… на последнем курсе, вынужден был взять академический отпуск, поскольку работа помешала приступить к диплому - строил ледяные и снежные скульптуры во дворах частных домов у местных бизнесменов. При стипендии 1500 рублей в месяц против гонорара в 60000 рублей, устоять было сложно.

Закончив обучение в вузе у меня уже был большой опыт работы на вольных хлебах, и я уже не рассматривал варианты «куда податься, кому отдаться», да и к этому времени я хорошо освоил 3ds max и имел стабильный доход от визуализации интерьеров.

Но так ли круто и легко быть фрилансером, как об этому вещают рекламные тексты, онлайн школ и образовательных курсов продвигающие свой образовательный продукт? Разберу основной рекламный посыл, который используют маркетологи, продвигая фриланс как образ беззаботной жизни: Работай где хочешь, когда хочешь и с кем хочешь…

Миф первый – Работай где хочешь.

Фриланс - Работай где хочешь
Фриланс - Работай где хочешь

В ряде фриланс профессий это действительно возможно, но как показывает практика, не все справляются с другой стороной жизни на берегу под пальмой. Ритм жизни, в таких райских уголках, более расслабленный, что приводит к печальным последствиям в виде срыва сроков, потерей репутации - не все способны к высокой самоорганизации.

Тем более если вы новичок, то обеспечить себя стабильным доходом на первых порах у вас не получится. Это красивая "завлекалка", не имеющая ничего общего с реальностью и не стоит ей прельщаться.

Что до моей сферы, то заниматься 3D графикой, потягивая пина колада на тайском пляже, вряд ли получится. Комфортная работа, по моему мнению, возможна только при наличии 2-х или 3-х мониторов, мощного системного блока и файл сервера с библиотекой моделей и текстур.

Чисто гипотетически, опытный фрилансер тридешник, уже имеющий хорошую клиентскую базу, может свободно путешествовать, не теряя заказы...

Как это сделать?

Контент для работы можно выгрузить в облако, прикупить подходящий по характеристикам для сборки сцен ноутбук и рендерить на рендер ферме. В этой схеме есть два слабых момента, нужен гарантированно стабильный интернет, который позволит работать с облаком. Так же будет просадка доходности из-за использования рендер фермы, на ноутбуке много не нарендериш, а серьёзные проекты предполагают одну или две переделки, а иногда и больше. Ну и для меня отдельный минус - отсутвие нескольких мониторов, ну не будешь же ты брать с собой в путешествие несколько мониторов.

Миф второй - Работай когда хочешь.

Фриланс - Работай когда хочешь
Фриланс - Работай когда хочешь

Это самое большое маркетинговое вранье, которое вводит в заблуждение. Когда ты работаешь по схеме B2C, бизнес для клиента, а в контексте моей сферы «Визуализатор – Дизайнер», то еще можно расслабить «батоны» и график может быть плавающим, но и то это больше исключение, чем правило.

В любом случае Дизайнер, вынужден придерживаться стандартных рамок рабочего дня – поскольку его клиент назначает встречи не по ночам, магазины работают днем, стройка ведется днем, весь мир работает днем. Вечером все хотят отдыхать, а ночью спать, так уж сложилось… Поэтому в любом случае фрилансеру приходиться встраиваться в общепринятый график – поскольку никто не будет с вами обсуждать рабочие вопросы по ночам или за рамками обычного рабочего дня.

Когда же работаешь не с частным дизайнером, а с интерьерной студией или с любой другой организацией, то можно забыть про свободный график вообще, на время работы вы становитесь частью компании и вынуждены будете придерживаться их временных режимов. Позиция - я днем сплю, ночью работаю, поэтому давайте пообщаемся ближе к полуночи, не прокатит, с большой вероятностью вам скажут - «досвидос»

Миф третий – Работай с кем хочешь.

Фриланс - Работай с кем хочешь
Фриланс - Работай с кем хочешь

Ну это единственный пункт, который можно поделить 50 на 50. Действительно можно не работать с геморройными клиентами, но и здесь есть свои исключения. Заказы не всегда идут только от белых и пушистых клиентов. У меня есть ряд клиентов, с которыми я работаю только в крайних случаях. Обращаюсь к ним или не отказываю если они просят что-то «повизить». Но делаю я это, только чтобы заполнить окна в рабочем графике, между заказами от белых и пушистых клиентов.

У таких клиентов уже по ТЗ (техническое задание) мне становится понятно, что будут переделки, но я берусь за проект с мыслью: ок, по ходу дела разберемся. Поскольку это формально постоянные клиенты, которые появились у меня еще на "заре" моей карьеры фрилансера, то сильного дискомфорта я уже не испытываю, просто привык, но таких же новых, я не набираю, прекращаю сотрудничества после первого негативного опыта, понимая, что подругому они не смогут и не будут работать, а мне своего старого геммороя хватает.

Миф четвёртый - Пройди обучение и найди свои первые заказы на фриланс биржах.

Фриланс биржи
Фриланс биржи

Как говорит мой папа - быстро, только кошки рожают. Ничего по щелчку пальца не происходит, кроме самого щелчка.

Да можно и нужно с чего-то начинать и вполне возможно для старта что-то найти и на фриланс бирже. У меня к этим биржам очень предвзятое отношение. Я считаю это просто обдираловкой, как со стороны самой администрации бирж, которая за каждую «фишку», чтобы поднять рейтинг фрилансера берут мзду, так и со стороны работодателей, которые, используя фактор большой конкуренции на этих биржах, выставляют очень низкие цены за работу.

Что делать если ты новичок? Как взять заказ если вообще нет опыта работы?

Тут фриланс биржа не поможет. Поэтому быстрый старт, сразу после обучения мало вероятен, но возможен если в процессе обучения была какая-то практика и у вас будет возможность что-то презентовать в качестве портфолио.

Это конечно вас не защитит от «факапа» в процессе работы, одно дело, когда в неспешном режиме вы «пилите» один ракурс по картинке из журнала и все это время вас ведет преподаватель, поддерживает советами и наставлениями, другое дело реальный проект, у которого есть сроки.

Я обучал два потока, по теме «Интерьерная визуализация V-ray» и несколько раз привлекал своих учеников к работе над своими проектами. Пришел к выводу, что новички, у которых совсем не было опыта, не готовы стартовать с хороших проектов сразу. У них теория, которую они получили, не закреплена практикой, на курсе они выполняли всю «домашку» на отлично, но на работе «в полях» всё это забывается, потому что навыки еще не отточены.

Когда опытному мастеру ставят задачу он уже видит пять способов как её решить и находит максимально быстрый и удобный для него способ, ученик не способен мыслить в таких категориях и делает так как получается и радуется любому результату. Поэтому мой совет всем начинающим - поработайте бесплатно.

Засуньте в задницу свой гонор, если вас покоробило мое предложение, и получите реальный «боевой» опыт за «спасибо».

Как это устроить?

Если вы живете в городе «милионнике» или что-то около, то достаточно списаться с любым дизайнером или студией и предложить свои услуги на одно два несложных помещений. Нет ничего плохого в бесплатной работе, это никак не скажется на вашей репутации в дальнейшем.

Почему проще сперва искать работу среди местных заказчиков? Люди еще достаточно консервативны в вопросах работы с удаленными исполнителями и многим будет «спокойней» от мысли что с ними работает местный специалист, которого если что… можно найти и подвесить за ноги вниз башкой…

Важно только подобрать правильных заказчиков. Не звоните всем подряд из телефонного справочника. Сперва проведите мониторинг местного рынка, посмотрите кто использует визуализацию и адекватно оцените ваш уровень и уровень, который принимает этот дизайнер.

У меня в городе выходит интерьерный журнал, который бесплатно распространяется в сети отделочных и мебельных магазинов, где публикуются работы дизайнеров. Два-три номера такого журнала помогут составить список «всех явок и паролей» в вашем городе.

Проанализировав и составив список кандидатур, сделайте e-mail рассылку в начале недели, с вашим предложением. Чем проще будет текст, тем лучше, не надо официоза и прочего пафоса.

«Меня зовут Андрей (Вася, Петя, Маша, Даша), я начинающий визуализатор (визуализаторка), можно с вами посотрудничать? Я видел ваши интерьеры и знаю, что вы пользуетесь услугами визуализаторов. Готов сделать одно, два несложных помещений за «спасибо», с перспективой дальнейшего сотрудничества…»

В среду-четверг сделайте контрольный звонок всем из списка, хотя возможно это не понадобится и уже на этапе e-mail рассылки, что-то выстрелит.

Какие задачи поставить для себя, выполняя бесплатные заказы?

  • Сделать это адекватно быстро и качественно, что бы можно было продемонстрировать свой уровень для заказчика, таким образом и у него, и у вас будет понимание сколько времени вы тратите на проект и какое качество от вас ждать.
  • Ни в коем случае не растягивайте выполнение этих заданий на неопределенный срок, успокаивая себя тем, что это тестовое задание. Выполните работы в адекватных (рыночных) временных рамках, которые установит заказчик или озвучьте их сами. Важно договорится о времени выполнения и выдержать эти сроки.
  • Получите фидбек от заказчика, чтобы понимать, что у вас не так и провести работу над ошибками. Настоятельно попросите его сказать все как есть, без прикрас и подбора мягких слов.
  • После фидбека «причешите» проект. Это значит, что для портфолио вам надо сделать проект «повкусней» - поискать хорошие художественные ракурсы, более вдумчиво поработать со светом и материалами и в финале сделать качественный рендер, который уже запостить для портфолио в соцсетях и на фриланс площадках, если вы верите в свой успех на фриланс биржах.

Не стоит расстраиваться если после выполнения ряда бесплатных проектов у вас сразу не появятся клиенты. Причин этому может быть несколько.

  • Ваш уровень не востребован и нужно еще прокачать навыки. Что не так с вашей визуализацией вы должны были узнать у заказчика.
  • Заказчик жопошник и просто вами попользовался – печали тут нет никакой. Смотрите на эту ситуацию в том ракурсе, что теперь у вас есть опыт выполнения реального проекта, у вас есть что-то что можно показать в качестве портфолио.
  • Заказчик не готов пока поменять своего визуализатора на вас, но рано или поздно это произойдет по разным причинам, ну, например, вырос объем заказов или визуализатор заболел, пропал, сбила машина (нужное подчеркнуть).

Ну и надо понимать психологию… для порядочных людей, а их намного больше чем говнюков, бесплатная услуга, оказанная вами, делает этого человека немного вам обязанным и даже если вы не начали работать "прямо сразу и сейчас", то ваш повторный звонок или e-mail, через месяц другой может сработать на получение уже оплачиваемого заказа.

Подписывайте на удобные для себя каналы получения информации по ссылкам: Яндекс.Дзен | ВКонтакте | YouTube | Instagram