Найти в Дзене
Футбольный Биги

🔥 Откровенное интервью Игоря Федотова. Как его убирали из эфира "Матч ТВ"

Бывший арбитр Игорь Федотов. Фото - РИА "Новости".
Бывший арбитр Игорь Федотов. Фото - РИА "Новости".

Гостем канала "Футбольный Биги" стал бывший арбитр Игорь Федотов. Он теперь тоже блогер - завел свой канал на YouTube, где разбирает спорные моменты и объясняет судейские решения. Интервью получилось откровенным: поговорили про Александра Егорова, про историю с "Матч ТВ", про цензуру на ТВ и про нынешнюю ситуацию в судействе. Это интервью стоит того, чтобы прочитать его целиком.

- Приветствую вас как блогера. Как вы себя чувствуете в этом качестве?

- Мне нравится, это хорошая работа. Никогда не думал, что буду этим заниматься. Это действительно работа, а не просто снял-выложил. И интерьер мне нравится - снимаем в моем барбершопе.

- У вас есть барбершоп? А как называется?

- Old Boy Долгопрудный.

- Почему в итоге вы не судите? Что происходит?

- Все было очень логично. Скажем так: ладно, я совершил какую-то ошибку в какой-то игре (а именно - "Армавир" - "Химки"). Показал карточку после пробития пенальти. Это дело можно было спустить на тормозах. Но в принципе так и произошло, по-тихому. "Армавир" тогда выиграл, поднялся из зоны вылета. Никто не предъявлял никаких претензий, никто не шумел.

Я звонил руководству, мне ответил только Калошин. Он сказал, что это плохо. Потом я звонил Егорову - руководителю департамента судейства - он не брал трубку. Потом наступает время сбора судей ФНЛ - меня туда не приглашают. Опять звоню Егорову, чтобы он объяснил мне ситуацию, он не отвечает. Пришлось написать Алаеву с вопросом, на каком основании меня не пригласили на сбор арбитров.

Можно заметить такую тенденцию: например, Москалев первый тур отсудил плохо или Кирилл Левников, но их приглашали на сборы. В итоге потом я узнал, что на сборах Егоров всему коллективу рассказывал, что сидел и беседовал со мной чуть ли не три часа. Что он мне все объяснил: якобы пройдет зимняя пауза, поедем на сборы на Кипр, тебя восстановят. Егоров якобы говорил мне, что нужно, чтобы вся шумиха утихла, хотя шумихи никакой не было. Так ситуация преподносилась для судей премьер-лиги и ФНЛ. Но это ложь чистой воды. Егоров говорил, что не понимает, зачем я написал письмо Алаеву, якобы его это вывело из себя.

- Что вы написали в заявлении Алаеву?

- Просил объяснить, на каком основании меня, арбитра, обслуживавшего матчи РПЛ и ФНЛ, не пригласили на сборы судей ФНЛ.

- Была какая-то реакция от Алаева?

- Никакого ответа мне, конечно, не дали. Слышал, что Алаев позвонил Егорову прямо на сборы и предъявил ему, можно так сказать, претензию. Говорят, Егоров вспылил после этого звонка. Поэтому, например, когда арбитры вместе смотрели какие-то моменты и что-то обсуждали, он на них срывался. Егоров просто вскипел. А дальше - тишина. Я звонил в Московскую федерацию футбола и спрашивал у Французова, что дальше, какова моя судьба. Мне говорили о том, что Егоров со мной разговаривал. И там заняли такую позицию: кому нам верить? Тебе верить или Егорову?

Почему не судит Алексей Николаев? Точно не могу сказать, но между ним и Егоровым произошел какой-то конфликт. В этот замес еще попал Юра Апанасенко.

- Можете сказать, что произошло в той игре "Армавира"? Что так разозлило Егорова?

- Назначил пенальти, но потерял из виду игрока, нарушившего правила. Удар пробили и только после этого я вынес предупреждение. Я нарушил процедуру предъявления желтой карточки. Нужно было показать ее до пенальти, а не после. Вот и все. Я готов был понести наказание, но мне стало непонятно, почему мне никто и ничего не объясняет. Молчание - это самое плохое, что может быть в такой ситуации.

- Удивляет, почему вы не приехали к Александру Егорову в офис и не попытались поговорить с ним лично.

- Чтобы приехать в офис, нужно договориться о встрече. А как можно договориться, если он трубки не берет. Через секретаря господина Калошина разговаривать? Калошин - это вообще отдельная история.

- В чем?

- В том, что происходит в судействе. Например, нет единой трактовки единоборств, арбитры трактуют нарушения по-разному. А как трактовки могут быть одинаковыми, когда лекции на сборах читает Калошин? Я этого не понимаю. Раньше только Розетти читал эти лекции, а Калошин мог вносить какие-то правки и уточнения. А сейчас лекции для главных арбитров читает Калошин. Как это вообще может быть?!

- С чем это связано? Где был Александр Егоров в этот момент?

- Просто сидел на стуле и слушал все это. Вставлял какие-то реплики по отдельным моментам - и все. Не может быть такого, чтобы человек, который пару игр побегал боковым арбитром, потом решил, что это не его, читает лекции. Что он может рассказать Безбородову? Еськову? Да ничего!

- Как судьи на это реагировали?

- А что они скажут? В судействе нет друзей - все об этом знают. Никак не реагировали, просто слушали. Реакция была, когда арбитры совершали похожие ошибки, но одному давали назначение, а другому - нет. Никто же не объяснял, почему так. Это решение департамента - и все. Сейчас пошли сложности с тем, как трактовать игру рукой - разбираемся с этим. Кто и как доносит до арбитров информацию?

Почему я открыл свой канал на YouTube? После матча "Ахмат" - "Ростов". Насчитал три непоказанные желтые карточки игрокам "Ахмата". Надоели неровности в трактовках.

- Вернемся к Александру Егорову. Каков он в качестве руководителя судей?

- Я с ним почти не работал - съездил один раз с ним на сборы ФНЛ. Не знаю, какой он руководитель. Он, как любой новый человек, убрал тех, с кем не хотел работать - меня, Николаева, Апанасенко. Когда Егорова только назначили, всех судей собрали в РФС, и он сказал, что все получат назначение в премьер-лиге. В итоге я работал в ФНЛ, но в РПЛ меня не назначали. Открыто мы не ругались. Раньше мы и созванивались, и какие-то вопросы обсуждали. Его, например, интересовало, почему Будогосский не ставит меня на премьер-лигу. Мы с ним не ругались. Меня зацепило то, что со мной не поговорили и ничего не объяснили. Это было обидно.

- Чем в итоге кончилась история?

- Да ничем. Зимой разговаривал с Французовым, решили, что буду сдавать тесты. Я не тренировался и первый тест не сдал. А во втором тесте все уже стало понятно. Как нам сказали, йо-йо тест мы будем сдавать втроем. Это комфортнее, так как надо бежать в линию, чтобы все успевали. Когда начинается уровень 17, сознание немного замутнено, потому что тяжело физически. И, если кто-то бежит впереди, ты начинаешь думать, что опаздываешь, и начинаешь прибавлять. И они пригнали на тест еще десять молодых ребят с секундомерами. И нас просто загнали. Николаев сошел, я сказал, что мне вообще ничего не надо. Нас загнали как коней. Апанасенко добежал до конца, но я ему сразу сказал, чтобы он не обольщался. Ему позвонили и сказали, что по видео он не сдал. На этом все закончилось. Французов обещал мне позвонить, но этого так и не произошло.

- Каким вы видите дальнейшее развитие событий? Работать на профессиональном уровне уже нет надежды?

- Нет! Я купил билет в один конец, когда пошел на телевидение. Это все понимают. Старался говорить о моментах, а не обсуждать работу конкретных арбитров. Но отдавал себе отчет в том, куда я иду, и что я делаю. Сейчас можно думать только о том, чтобы развивать свой бизнес. А инспектором никогда не хотел быть.

- Почему?

- Насмотрелся на этих бедных инспекторов. Несчастные люди, которые не имеют своего мнения. После игры начинаются какие-то звонки. Я не хочу этого. Знаю инспекторов, которые пытались настоять на своем мнении. Но им отвечали, что их мнение не совпадает с мнением департамента. И до свидания! Я могу вспылить и сделать что-то плохое.

- У вас нет надежд на Кашшаи?

- Если его политика будет как у Розетти, то почему нет? Если он не устанет от России, от всего, что происходит вокруг. Он правильно сделал, что привез своего ассистента. Он пытается сделать себя независимым.

- А в чем заключалась политика Розетти?

- В независимости. Ему никто не мог позвонить. Если он решил - значит, все. Не как Егоров, например. В матче "Крылья" - "Амкар" я показал желтую карточку не тому игроку. С его стороны не было негодования. Мы сели и поговорили. Мне сказали: "Сейчас давай в ФНЛ, успокойся, у тебя все получается". Я поработал в ФНЛ и меня вернули обратно. У Розетти была понятная политика - не было метания. Есть очевидные моменты, а есть, как говорится, пятьдесят на пятьдесят. Об этом как раз рассказываю на своем канале. И, если в очевидном моменте арбитр ничего не делает, то, конечно, идет наказание. А, если пятьдесят на пятьдесят, и арбитра можно поддержать, то Розетти всегда это делал. Не помню, чтобы "сажали" на пять туров - максимум на два-три.

- А при Валентине Иванове как было?

- Тоже хорошо. С ним очень комфортно работать, так как я понимал, чего он требует. Помню, судил кубковый матч "Краснодар" - "Тосно". При счете 3:0 был момент, когда "Тосно" убежал в атаку, а я не добежал до линии штрафной. Момент произошел на линии ворот. И все! Мне "напихали" со страшной силой! Валентин Валентинович тогда сказал: "Еще раз ты не зайдешь в штрафную, будешь сидеть, даже в ФНЛ назначения не получишь". И это правильно. Он с нами разговаривал, хотел, чтобы арбитры объясняли свои решения.

Еще пример: матч "Зенит" - "Томь". Что делала "Томь"? Они по очереди окучивали игроков "Зенита". Три игрока, которые постоянно менялись, окучивали соперников. Иванов тогда мне позвонил и сказал, чтобы я выцепил кого-то одного из этой тройки и показал ему желтую. А я метался, не знал, что мне делать. Иванов говорил: "Понятно, что тебя "возят", но ты предпринимай действия, чтобы этого не было".

- А как работалось с Будогосским?

- Я начинал при нем. При нем я отсудил первую игру. Николай Левников тогда был директором департамента. Нормальная рабочая атмосфера. Надо понимать, что они все разные. Андрей Дмитриевич делал упор на учебу - правила, много методической подготовки. Валентин Валентинович считал, что главное, чтобы арбитр был ближе к моменту. Требовал правильно выбирать позицию, больше двигаться. Розетти требовал все. Его первое требование, когда он только приехал, - чтобы все похудели. Чтобы у всех было от 12 до 15 процентов жира - и все выполнили это требование. Мне с ними было комфортно.

- Хочу спросить про "Матч ТВ". Кто вас позвал туда?

- Сначала мне позвонил Шнякин. Потом я встретился с редактором, фамилию не помню. Мы переговорили, сняли два пилотных выпуска - и дальше пошло, подписали договор. И все закончилось на матче "Зенит" - ЦСКА.

- Расскажите, что это было?

- Я высказал мнение, что по правилам игры Азмуну нужно было давать красную карточку. Высказался об этом в перерыве.

- И был звонок, чтобы убрать вас из эфира?

- Кто-то кому-то позвонил. Мне сообщили, что меня не выведут в эфир - и все.

- Никаких технических проблем не было?

- Нет, конечно. Какие технические проблемы?

- А вам что-то сказали?

- Ничего не объясняли. Просто сказали, что кто-то позвонил, якобы я выступаю против ВАР. И чтобы меня не выпускали в эфир.

- Отвечая на вопрос пользователя на своем YouTube-канале, вы сказали, что была версия, что таким образом вы мстите Александру Егорову.

- Да, мне об этом потом рассказали. Что якобы я решаю свои вопросы с Егоровым за счет "Матч ТВ". Кто звонил? Какой-то человек. Я - открытый для общения человек. По бизнесу у меня много контрагентов, с которыми я работаю, поэтому мне нужно отвечать на любой звонок.

- Кто мог позвонить на "Матч ТВ"?

- Не знаю. Когда мне сказали, что в эфир меня больше не выведут, я просто ушел из студии. Собрал вещи и уехал в гостиницу.

- Мог ли позвонить Александр Дюков?

- Сам он, конечно, нет. Подчеркну: это догадки и только мои мысли. Кто у нас отвечает за ВАР? Калошин. Мог Калошин позвонить Егорову, а Егоров - Дюкову? Наверное мог. Если выстраивать такую цепочку, то может быть.

- Калошина бы даже слушать не стали...

- Конечно! А что "Матч ТВ" сделал после матча? Я еще был в Питере, а на канале уже вышел выпуск по всем резонансным моментам игры. Выпуск вышел утром, а я должен был вечером записываться. Момент с Обляковым - это желтая, второй момент с Азмуном вообще не показали. Вечером я приезжаю на запись, а мне говорят: "Мы с тобой не можем записывать "Зенит" - ЦСКА". Предложили поговорить про другие игры, на что я ответил, что вообще тогда не буду выходить в эфир.

- Есть ли в отношении "Зенита" цензура на "Матч ТВ"?

- Не могу сказать. Я этого не слышал.

- А почему про "Зенит" вам не разрешили говорить, а про другие команды разрешили?

- Я не знаю. Рассказываю, как было. Я развернулся и ушел, не спрашивал ничего. Потом меня приглашали в студию обсудить спорные моменты отборочных матчей сборных. Был в эфире на матче "Локомотив" - "Краснодар". А потом меня опять убирают. И на этом все заканчивается. Сказали: "Давай мы тебя побережем". Но я так и не понял, что это значит.

- Историей, которая привела к разрыву сотрудничества, стала именно история вокруг матча "Зенит" - ЦСКА?

- Да. Мне сказали, что проблема в том, что я против ВАР. И что я за счет "Матч ТВ" решаю свои вопросы с Егоровым.

- Как вы к этому отнеслись?

- Никак. Я просто объяснил, что я обсуждаю только моменты. Ну и комментаторы немного подожгли обстановку, так как говорили, что я - действующий судья. Очень многие думали, что это так.

- Не пытались встретиться с Дюковым, чтобы попытаться объяснить, что происходит?

- Вот сейчас уберите любого судью. Вообще любого. И через два дня про него уже забудут.

- Почему забудут? Про Николаева не забыли, про вас не забыли.

- Про меня-то почему не забыли? Потому что я в телевизоре был, а сейчас - в компьютере. Чем занимается Николаев - вообще не знаю. Про Апанасенко забыли. Был когда-то такой судья, а теперь нет его.

- Как вам судейство финала Кубка легенд, когда на девушку-арбитра все набросились?

- Мне присылали, я смотрел. Надо было поставить Лешу Николаева. Для чего поставили эту девушку? Ну показала она эти карточки, ну отменили их. Дело не в этом. Сразу вспомнил момент, когда судил матч молодежек ЦСКА и "Динамо". Тогда за ЦСКА играл Карвальо. У него была желтая, он вспылил и начал меня крыть на португальском. Достаю вторую желтую и удаляю его. Тогда Гинер пришел и спросил, понимаю ли я по-португальски. Я ответил, что нет. Гинер спросил: "А на каком основании вы тогда даете вторую желтую карточку и удаляете игрока? Может, он маму вспоминал?". И тот момент засел у меня в голове.

И вот в финале Кубка легенд девушка-арбитр показывает иностранцу желтую карточку. Я звоню ее мужу (Сергею Тихонову - бывшему судье) и спрашиваю: "Она у тебя по-норвежски или по-фински понимает?". Это же коммерческий турнир, приехали люди. Если сказали что-то - развернись, да убеги. Если в большом футболе постоянно на все обращать внимание, то можно не доиграть.

- Меня беспокоит, что сейчас никто не объясняет судейские решения. Раньше были эксперты, можно было понять происходящее. Сейчас же... Лапочкин косячит, а его ставят на следующий матч.

- Да у меня чуть голова не взорвалась! Как я слышал, Кашшаи вообще запретил объяснять судейские решения. Мне сказали, что после прихода Кашшаи судейской программы не будет. А что мешает? Объяснить сложно?

- Создается негативный фон. У людей возникает злоба.

- Объясняю, например, своим подписчикам, что это мой первый подобный опыт и тяжело найти матчи, чтобы посмотреть целиком. Сделать хороший скрин момента - тоже тяжело. Я этим никогда не занимался. Мы сидели в барбершопе, смотрели футбол, и я сказал: "Ребят, пора". И начали снимать. И пока мы все это изучим, пока сделаем качество. Нужно подождать. Уже по итогам 21-го тура сделаю выпуск не на 10 минут, а на 30 - с макетами, со схемами. Буду людям объяснять, как это все должно быть. А как по-другому?

- Вам звонят действующие арбитры?

- Нет. Нет Федотова - и нет. Кто-то посчитал меня предателем. А еще говорят, что есть некий судейский кодекс, что нельзя обсуждать работу других арбитров. Нет ничего подобного! В судействе нет друзей. Каждый арбитр хочет, чтобы другому наваляли, чтобы он получил назначение. Все хотят судить каждый матч. И не надо рассказывать про судейский кодекс. Тогда не надо создавать КДК из бывших арбитров и инспекторов.

- Что вы думаете о системе ВАР? Насколько вы удовлетворены ее работой?

- С одной стороны, это хорошо. Можно увидеть миллиметровый офсайд и отменить неверно засчитанный гол. Есть моменты, которые никто не может увидеть на поле. Но непонятно, почему некоторые моменты не смотрят. В матче "Локомотив" - "Ахмат" момент с попаданием мяча в руку - для меня это пенальти. Игрок даже ворота потерял. В ситуациях, когда арбитр не соглашается с решением ВАР, это уже на его ответственности.

- Почему Кашшаи запретил обсуждать и комментировать решения? Это боязнь за свою работу, за свою зарплату?

- А тут у меня вообще двоякие ощущения. Вы же видите, какие посты арбитры шарашат в соцсетях? Лапочкин, как у него все красиво со "Спартаком", Казарцев, как он голову покрасил и поехал в Таиланд. Ну это... Зачем он туда поехал с крашеной головой? То есть, это можно, а мы обсуждать их не можем. Это непонятно. Почему нельзя объяснить людям? Пока никакой логики не понимаю. Возможно, Кашшаи нужно дать время, чтобы он понял российский менталитет. Чтобы он понял, куда он попал. Думаю, ему будет тяжело. Знаю, как тяжело было Розетти - психологической давление, пресса. Это очень тяжело. Если человек приходит и все обнуляет, то это должно быть одинаково для всех. Москалеву, например, дают игру, а он не судил восемь месяцев. И я понимаю, что арбитра просто кидают в воду: выплывешь - молодец, не выплывешь - не получилось. В итоге получилось ни о чем.

- Что произошло в матче "Ахмат" - "Ростов"?

- Не одинаковая трактовка моментов в обе стороны. Если брать прыжок Бериши с обеих ног, не имеет значения, попал он в мяч или нет. Это желтая карточка. Момент с Поповым? Ничего даже смотреть не надо - это просто желтая. Если взять матч "Ахмат" - "Ростов" и взять матч "Оренбург" - "Арсенал", то во второй игре все последовательно и понятно. А что было в Грозном? Мне это не понятно. Я поэтому и стал делать свой канал.

- У вас нет ощущения, что после внедрения ВАР судьи понимают, что все равно ВАР все решит. Это снимает с них ответственность.

- Это путь в никуда. Арбитр должен выходить на игру, словно бы ВАР нет. Судья обязан принимать решения, он не может этого не делать. В первую очередь нужно отталкиваться от того, что происходит на поле. Арбитр должен принимать решение. А дальше пусть вмешивается или не вмешивается ВАР. Вот и все. Думаю, что попытки снять с себя ответственность у судей все же нет. Иначе как арбитр ты можешь просто пропасть. У тебя не будет эмоций, не будет драйва. Я вижу, что судьи ответственно подходят к своей работе - все выходят на матчи собранными.

- В ворота "Ростова" в этом сезоне назначили 12 пенальти. Нет ощущения, что судьи душат "Ростов"?

- Мне задавали этот вопрос. В том числе и подписчики. Что значит душат? Арбитры так видят моменты. Значит, на сборах Егоров с Калошиным доносили до судей какие-то другие понятия в плане определения нарушений. Такое может быть. Например, не могу понять логику арбитра Васильева. В матче "Урал" - "Ростов" на Байрамяне он не ставит пенальти, а в матче "Сочи" - ЦСКА в точно таком же моменте ставит пенальти. Моменты один в один. И я не могу этого понять, не могу это объяснить.

Подписывайтесь на канал "Футбольный Биги" в Яндекс.Дзен и на YouTube: