Найти тему
Страховая кухня

Для кого и насколько скоро подорожает ОСАГО

Наконец-то определились контуры изменений закона об ОСАГО, вступающих в силу в ближайшее время. Спектакль театра абсурда, разыгранный в течение предыдущего года, подходит к концу.

Спектакль под названием «Реформа закона ОСАГО» был поставлен силами Минфина и Думы. «Противостояние» сильно походило на договорной матч. С одной стороны — Минфин с радикальными предложениями, в результате которых и так недешевое ОСАГО должно было бы возрасти в цене от 20 до 23 процентов, с другой — Дума, вроде как защищающая автомобилистов.

Что же это за «улучшения» ОСАГО от Минфина?

Первое — увеличение размера страховой выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью до двух миллионов рублей. Неплохо, если бы это не влияло на стоимость полиса.

Второе — отмена коэффициентов по мощности и территориального, что тоже как будто хорошо. Но могут пострадать водители из благополучных регионов, которые будут вынуждены покрывать убытки соседей-лихачей.

Третье — расширение тарифного коридора сначала до 30 процентов, а затем и на все 40. Тут все однозначно. Страховые компании наверняка установят максимальную базовую ставку.

И, наконец, четвертое — оборудование автомобиля дополнительным телематическим устройством, фиксирующим манеру езды водителя. Если стиль управления автомобилем понравится этому устройству, будет скидка на полис ОСАГО. А если не понравится, что, надбавка? Таким образом, в салоне автомобиля появится дополнительное устройство слежения. Вряд ли это поспособствует улучшению стиля вождения: скорее, будет раздражать и приведет к обратному эффекту.

Спорные предложения не нашли у депутатов Думы поддержки. На то они и депутаты, чтобы отстаивать интересы народа. ;)

В результате может победить компромиссный вариант: предложения Минфина отклоняются, кроме введения повышающего коэффициента за неоднократные грубые нарушения ПДД. Такие, как проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости движения более чем на 60 км/час, выезд на встречную полосу, ну и само собой, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

В этом варианте увеличится стоимость полиса ОСАГО лишь на пять процентов. Водители вздыхают с облегчением: спасибо, дорогая Дума, отстояла наши интересы. Депутатам есть чем отчитаться перед народом.

Вам этот спектакль ничего не напоминает? Классический расклад, «добрый и злой полицейский». Если бы просто объявили о повышении стоимости полиса ОСАГО на пять процентов, потому что необходимо, например, компенсировать инфляционные издержки, то возникло бы недовольство. В нашем случае реакция на повышение стоимости полиса ОСАГО иная. Безусловно, радости повышение не вызывает, но психологически воспринимается иначе, «могло быть ещё хуже, пронесло».

Но не «пронесло». И вот почему. Территориальный коэффициент, который и определяет в значительной мере стоимость полиса ОСАГО, будет отдан на откуп страховым компаниям. Теперь каждая компания имеет право устанавливать свой территориальный коэффициент, причем, не на регион, а по отдельным населенным пунктам.

Нововведение меньше всего затронет водителей, проживающих в Москве, где уже сейчас стоимость полиса ОСАГО самая высокая в стране и обеспечивает необходимую рентабельность работы страховых компаний.

При этом в проблемных регионах тариф вырастет не на пять процентов, а гораздо больше. Это объясняется просто: ни одна коммерческая структура, а страховые компании являются таковыми, работать себе в убыток не будет.

В противном случае они повторят судьбу Росгосстраха, который был вынужден существенно уменьшить свой страховой портфель из-за огромных убытков по полисам ОСАГО, уступив лидерство другим страховым компаниям.

И еще один важный коэффициент, мощности, тоже планируется отдать на откуп страховым компаниям. Назначать его они теперь имеют право самостоятельно. Учитывать этот коэффициент будет не только мощность автомобиля, но и другие его характеристики. Какие конкретно технические параметры будут приняты во внимание при расчете этого коэффициента, помимо мощности, пока неизвестно, неизвестна и степень влияния каждого из них. Называться коэффициент будет «технические характеристики автомобиля».

Замминистра финансов Алексей Моисеев объяснил согласие Минфина на реформирование закона о ОСАГО в данном варианте: «Лучше так, чем никак». Учитывая вышеизложенное, хочется перефразировать: «Лучше никак, чем так».

Курс правительства на индивидуализацию тарифа по ОСАГО продолжится в этом году. Посмотрим, куда он нас приведет…

-2