Мария Башкирцева — художница, которая в конце XIX века на некоторое время стала, пожалуй, самой знаменитой «русской в Париже». При жизни она была известна как живописец и первая красавица, а после ранней трагической смерти огромную популярность обрели ее опубликованные дневники.
1858-1884(25 лет)
На переломе прошлого и позапрошлого столетий не было в Российской империи образованного человека, не знавшего имени Марии Башкирцевой. Статья о ней была помещена в престижнейшем «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона». Авторитетные периодические издания «Художественный журнал», «Всемирная иллюстрация», «Нива», «Север», «Новый мир», «Исторический вестник», «Вестник Европы» и другие много писали о ней и всегда с восхищением. Ею были очарованы не только художники, но и Валерий Брюсов, и Марина Цветаева, посвятившая Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», где есть строки:
С той девушкой у тёмного окна –
Виденьем рая в сутолке вокзальной
Не раз встречалась я в долинах сна
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей – и в небе счастья нет?
…Звезда славы Марии Башкирцевой взошла в Париже: там были показаны её картины, которые приобрёл сначала Люксембургский музей, а затем и Лувр.
А родилась Мария Башкирцева в селе Гавронцы близ Диканьки Полтавской губернии. Как долго утверждалось – в 1860 году (и так обозначено всюду). И лишь в новейшее время благодаря усилиям исследовательницы Татьяны Швец удалось найти документы, указавшие на истинную дату: 1858 год.
«Я люблю, уединившись перед зеркалом, любоваться своими руками, чрезвычайно белыми, тонкими, только чуть розоватыми изнутри». Это строки из дневника 12-летней девочки, которая только начинала вести свои записи. И это правда, что подтверждают фотоснимки, без искажений донесшие нам её образ.
Судьба, напротив, безжалостно ломала её планы движения к славе. Уже в 14 лет у неё обнаружилась болезнь лёгких (туберкулёз), в 18 она стала глохнуть, годом позже оплакала потерю от горловой болезни своего сильно развитого сопрано – голоса, который должен был сделать её властительницей мира. Живопись и рисунок прежде нагоняли на неё тоску. Но теперь она увидела в них единственный способ вознестись к сияющим вершинам известности. За два года она одолела рассчитанный на семь лет курс обучения в академии Рудольфа Жулиана, и за оставшиеся ей пять лет жизни успела создать более 150 живописных работ и свыше 200 рисунков, принесших-таки ей вожделенную прижизненную славу. По-прежнему вела дневник, издание которого матерью Марии через два года после смерти дочери принесло славу посмертную. И та и другая стали всемирными: художественные работы Марии Башкирцевой сохраняются в музеях Франции, Голландии, США и других стран; подлинный культ художницы, основанный на её дневнике, распространён во Франции, Англии, Соединённых Штатах.
Малая родина Марии Башкирцевой была особо неласковой к своей великой дочери. Имение в Гавронцах, которым владел к тому времени граф С. Д. Шереметев, в революцию 1917 года было развалено до кирпича и разворовано до гвоздя. То же самое произошло и с имением Бабаниных в Черняховке. Только ещё циничнее: родовой склеп разрушили.
Мать Марии Мария Степановна, которой отмерен был долгий век, озаботилась возвращением по крайней мере части наследия дочери на родину. Её стараниями в музей Александра III в 1908 году поступила 141 работа: рисунки, эскизы, полотна, скульптурные этюды. Из них 130 по запросу Наркомпроса УССР были переданы на Украину. В переименованном Русском музее осталось восемь живописных полотен и тринадцать рисунков Марии Башкирцевой. Несколько работ почему-то отдали в Красноярск (из которых в экспозиции сейчас представлена лишь одна – «Портрет старушки. Мадам По»). Украинское собрание почти полностью погибло в войну, при эвакуации. Ныне на Украине осталось только три её картины: в музеях Харькова, Днепра и Сум.
Не забывайте писать свое мнение в комментариях!
Пальчик вверх!