Трам и Вай.
Венгрия - отнюдь не самая богатая страна Европы. Зато с уверенностью можно сказать - одна из самых красивых. Столица Венгрии - город Будапешт - в буквальном смысле музей под открытым небом. Архитектура города потрясающая. И особенный шарм этой архитектуре придают трамвайчики, в изобилии снующие по центру города и по его окраинам.
Будапештский трамвай демонстрирует удивительный феномен - он перевозит людей больше, чем будапештское метро! Кто там у меня в комментариях говорил, что трамвай для миллионика - это анахронизм? Садитесь, два. Интервалы на самых загруженных маршрутах трамвая составляют всего минуту - полторы, а ночью трамвайные маршруты №4 и №6 (шестёрка работает круглосуточно) ходят с интервалом в 10-15 минут. Такое не снилось даже Первопрестольной.
Будапештский трамвай во многом самый-самый. Здесь работают одни из самых длинных в мире трамвайных поездов Combino длиной чуть меньше 54-х метров! Самые загруженные маршруты - №2, №4 и №6, и все три проходят через центр города. Доставайте фотоаппарат, занимайте место у окна - и можете после поездки на любом из трёх маршрутов писать свой иллюстрированный путеводитель по Будапешту.
Как и во многих городах Европы и России, сначала в Будапеште появилась конка. 30 Июля 1866 года первые вагончики конки побежали от района Уйпешт-Варошкапу до площади Кальвина. Причём всё это происходило в Пеште - конка в Буде появилась позже. Прокладывали линии по разным берегам Дуная две разные компании: PKVT в Пеште и BKVT в Буде. Напомню, Будапешт как единый город, появился на картах Европы только в 1873 году путём слияния Буды, Пешта и Обуды.
За 20 лет в Будапеште построили пятнадцать линий конки, но на такой большой город этого было мало - конка просто не справлялась с потоком пассажиров. В 1886 году была предпринята попытка постройки паровой железной дороги от Козвагогида до Шорокшара, после чего появились ещё две аналогичные линии. Однако по Европе к тому времени уже начинал уверенно шагать электрический трамвай, и Будапешт внял европейскому опыту.
Первый электрический трамвай в Будапеште побежал по рельсам от станции Ньюгати до улицы Киралли. Идеолог строительства линии Мур Балаж с помощью двух крупных к тому моменту компаний Siemens & Halske и Lindheim es Tarsa создал корпорацию BVV - Budapesti Varosi Vazut, что на русский язык можно перевести как "Городские поезда Будапешта". Рельсы начали прокладывать 1 октября 1887 года, а 28 ноября того же года уже было открыто полноценное движение с пассажирами.
Чуть позже были открыты ещё две линии, и впервые в мире в Будапеште была открыта одновременно подземная линия трамвая и первая на Европейском континенте линия метро. Особенностями первых линий был нижний токосъём и возможность буксировать вагоны на паровых двигателях в случае отключения электроэнергии. Колея была стандартной европейской - 1435 мм. В первые годы линии не имели номеров, а обозначались геометрическими символами с определёнными цветами. Использовались красный, чёрный, синий или зелёный диски и их сочетания, а так же более сложные фигуры: красный диск с вертикальной белой полосой или крестом, белый диск с зелёной восьмиконечной звездой и так далее. Когда количество маршрутов перевалило за три десятка - а случилось это довольно быстро, уже в 1900-м году - стало сложно использовать эту громоздкую схему. Линии были пронумерованы, BVVV (в название компании добавилась ещё одна латинская V) достались нечётные, а её конкуренту BKVT - чётные номера. Сеть динамично развивалась вплоть до 1943 года, и достигла своего пика на рубеже 1943 - 1944 годов - шестьдесят шесть маршрутов.
Сказать, что Будапешт в годы второй мировой войны был разрушен - ничего не сказать. Жесточайшая осада в октябре 1944 - феврале 1945 годов войсками 2-го и 3-го Украинского фронтов привела к очень серьёзным разрушениям городской инфраструктуры. Разрушены были не только дома, но и дороги и мосты, многие вагоны сгорели в пожарах стоя в депо. В послевоенное время часть некогда гигантской трамвайной системы венгерской столицы была заменена на троллейбусы.
Видимо, принадлежность к соцблоку позволила Венгрии спасти трамвай - того дикого уровня роста автомобилизации и поголовного слома трамвайных систем начиная с середины ХХ века здесь не наблюдалось. Большинство жителей столицы по прежнему не имели автомобилей и перемещались по городу на общественном транспорте. И даже сегодня большого смысла в автомобиле в Будапеште нет - система общественного транспорта работает как часы.
Пассажиропоток Будапештского трамвая впечатляет - без малого 400 миллионов человек. Сейчас в городе работает более трёх десятков маршрутов (если быть точным - 38), в городе действуют три с половиной сотни трамвайных остановок, длина маршрутов превышает полторы сотни километров, парк состоит из 612 вагонов. Несмотря на то, что система активно обновляется (в частности, самые длинные трамваи - сплошь современные вагоны), много вагонов и местного производства из прошлого века. Это модель Ganz KCSV7, которая, в частности, работает на маршруте вдоль набережных Дуная.
Многие линии обособлены, а те, что уложены вровень с проезжей частью, всё равно защищены от автомобилистов специальными бордюрами. Платформы имеют подъём - так проще заходить в вагон, да и шальной автомобилист не "соберёт" пассажиров, ожидающих трамвай, в страйк. Билеты нужно купить заранее, а в вагоне - прокомпостировать, как в старых советских трамваях. Не прокомпостировал билет и попался контролёру - плати штраф, оправдания "я не знал" или "я забыл" тут не работают. Кстати, те самые уникальные Siemens Combino Supra имеют 8 секций и 6 дверей на состав - это почти что метро, а стоит в эксплуатации и строительстве в разы дешевле. Так выглядит и работает самая загруженная трамвайная система Европы.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Проект "Комфортный город"
Забор головного мозга | Безопасные дороги: финский опыт | Что Собянину смерть, то немцу троллейбус! | Сел в трамвай - сходил в музей | Умом Дзержинск нам не понять! | Ещё полоса, и всё поедет! | Тверь: убрали трамвай и стало лучше? | Штопор для автомобильных пробок | (авто)хамло