Прочитал роман Стивена Фрая «Хроники Фрая». Это тот самый редкий случай, когда жизнь человека, которую он излагает, как автобиографию воспринимаешь, как роман. Нет, конечно, Стивен Фрай живой человек и его жизнеописание правдиво настолько, насколько вообще человек может рассказать о себе. Например, читая роман другого британского писателя-властителя дум Мартина Эймиса «Успех» вообще задумываешься о том, насколько возможно быть правдивым, но не суть. Автобиография-роман «Хроники Фрая» - это вторая часть его жизнеописания. Ожидается третья, а там кто знает. Однако попытки самоубийства Стивен Фрай не прекращает. Но и не исключено,что наши читательские ожидания будут награждены...Описывается жизнь поистине замечательного человека, хотя, что может быть замечательного в жизни двадцатилетнего человека, которого можно просто назвать подростком? Жизнь до книги «Хроники Фрая» начинается с момента, когда заканчивается действие «Моав-умывальная чаша моя». Ну да, подросток остепенился и перестал экспериментировать с самоубийством и играть в героя похитителя. Что ещё может ждать подростка? Понятно, что его трепетное и, одновременно, страстное отношение к жизни, так или иначе, должно угасать. Вот с такими мыслями я и открыл роман «Хроники Фрая». Понятно, что если человек решился превратить свою жизнь в шоу и вывалил ее на всеобщее обозрение, значит, он не совсем повзрослел, но всё же…Дело не в том, что к моменту написания автобиографии, он прошёл через попытку самоубийства, отсидку в тюрьме, прошёл поступление в один из лучших университетов мира, а в том, что мы имеем дело с замечательным человеком: настоящим героем своего времени. Ему с лёгкостью удаётся сочетать тонкость и сарказм, едкость и нежность, создавая автобиографию. Согласитесь, это совершенно не бывалая смесь. Не случайно, участниками его жизни и событий были не менее, замечательные люди: Эмма Томпсон и Хью Лори.Годы учёбы в Кембриджском университете был посвящены театру и подробности того, как происходит в Британии, путь на сцену не менее любопытны, чем подробности закулисья. Эдинбургский фестиваль, который дал дорогу не только «Монти Патону», но и Стивену Фраю описан, как настоящее событие… Да что там, сам Мистер Бин(на мой взгляд, довольно грустный персонаж) сэр Аткинсон вручает приз театру Стивена Фрая. Это через четыре года с момента посадки за махинацию с кредитными картами. Тюрьма правда не произвела на него большого впечатления. Годы в Кембридже, годы поисков. Например, Хью Лори подумывал о карьере в полиции Гон-Конга. Стивен Фрай занимался преподаванием и даже написал докторскую, при этом поучаствовал в британских традициях и отколотил студента по заднице. Массу всего происходит с героем, не меняется только его юмор и жизнелюбие. Мне почему-то вспоминался «Вопрос на десять балов», но там нет фирменного сарказма Стивена Фрая. С 18 до 30 лет такой период охватывает роман-автобиография. К концу повествования он получил фантастические деньги за рекламу и стал ездить на дорогом автомобиле, однако весь роман наполнен самобичеванием и переживаниями по поводу собственной никчёмности и бесполезности. Весьма поучительно для, так называемых, светских львов России (хотя какая держава-такие и львы). Чувство разочарования и потерянности рядом с весёлыми рассказами о жизни создают странное чувство. Это как ощущение от цинизма и нежности… Все это делает стиль Стивена Фрая не передаваемым и очень приятным.В романе перед нами живой человек, который наполнен противоречиями разрывающими его. Уникальность противоречий, а все богемные персонажи противоречивы, даже российские Стивена Фрая в отсутствии позы. Он очень серьёзен и его серьёзность проецируется на все сферы жизни. Наблюдать за становлением такого человека, достаточно, занимательная тема, это ведь не просто история взросления, это ещё история карьеры и успеха в сфере, где триумф является желанным для всех. При этом этот успех не вскружил голову, не изменил предельно строгого отношения к себе. На мой взгляд, не правильно ставить вопрос: читать или не читать книгу. Здесь правильнее задаться вопросом: не конспектировать ли? Ведь подобные жизнеописания с предельно строгим к себе отношением не столько чтение, сколько работа над собой. Такая работа всегда важна и учиться такой работе никогда не поздно. Не то что бы я мог твердо рекомендовать молодому поколению делать жизнь со Стивена Фрая, но познакомиться с его жизнью я бы рекомендовал однозначно. Хотя бы для того, что бы знать: есть в мире порядочные люди, а не только Милоново-Мизулинская пакость.