Сегодняшнее утро началось с громких заголовков сотен таблоидов: «Мосбиржа упала!», однако за паникой и криками: «Шеф, усё пропало! Гипс снимают, клиент уезжает, а доллар растёт!» скрывается прецедент сопротивления России в энергетической войне.
Прямо сейчас многие думают, что из-за обвала рубля по отношению к евро и доллару, который произошел на выходных, Россия может столкнуться с ещё более серьёзным экономическим кризисом, нежели кризисы 2008-го и 2014-го годов. «Уверенности» в этом прибавляют те же СМИ, безустанно дающие курс инвалюты аж в формате новостей, набивая тем самым себе трафика.
Если вернуться к началу, а именно к 6 марта, когда Россия отказалась подписать соглашение о снижении добычи нефти на 1,5 миллиона баррелей в сутки в рамках картеля ОПЕК+ из-за распространения коронавируса в мире и, в частности, в Китае. У страха, как известно, «глаза велики», а примерная оценка ущерба – ещё выше, поэтому из-за того, что Китай является второй экономикой мира, чей спрос на нефть непосредственно влияет на доход всех стран-нефтедобыдчиков и объёмы их работы, рухнули все валюты мировых держав, а акции энергетических компаний и банков снизились в некоторых случаях аж на 25%.
Что будет с российской экономикой?
Отказ России подписать соглашение – это не прихоть или неудачный тактический ход, а целенаправленное решение спасти собственную нефтедобычу от колоссальных убытков, которых, вероятнее всего, таким решением удалось избежать: продажа валюты из резервов, заготовленной именно для таких случаев, поможет стабилизировать рубль и, возможно, рубль сможет вернуть своё отношение к евро и доллару на прежнее значение уже в самое ближайшее время.
Именно в тот момент, когда Россия сказала, что «мы будем добывать столько, сколько захотим», Саудовская Аравия осознала невозможность давления и, соответственно, потерю «командирских» позиций на данном рынке. Гордо бросив по-арабски: «Вы добывайте сколько хотите, а мы будем добывать ещё больше, да ещё и всем скидку дадим», саудиты ушли придумывать новую стратегию, как им улучшить экономику США.
А причём тут США?
Дело в том, что с давних пор, а конкретнее – с 1940-х годов, ещё при президентстве Ф.Д. Рузвельта и активной реализации его доктрины «Политики большой дубинки», США взяли курс на разработку и присвоение нефтересурсов других государств. Именно в те годы было заключено соглашение с Саудовской Аравией, по условиям которого саудиты предоставляют права на нефть своей страны Вашингтону, а тот, в свою очередь, обеспечивает королевство всесторонней поддержкой и вооружением.
Саудовская Аравия, увеличивая объемы добычи, пытается вытеснить с рынка Россию, открыв тем самым дорогу для США, добывающим сланцевую нефть, цена которой существенно превышает обычную, и является выгодной только тогда, когда цена на обычную нефть высокая.
Таким образом, Россия, отказавшись подписать соглашение, искусственно снизила цену на нефть, сделав её максимально выгодной к покупке странами-импортёрами, повысив собственной спрос на баррели Brent, а также остановила инвестиции в сланцевиков, в том числе и в США. Хорошо ли это? Безусловно, ибо по России такой манёвр не ударит никоим образом, в том числе, как писалось выше, благодаря резервным фондам.