Итак, начнем с Модели 4р – это база, без которой нельзя работать никому и нигде. Она должна быть применена к каждому целевому сегменту вашего бизнеса.
Важно понимать, что каждый элемент комплекса ( Продукт, цена и тд) маркетинга зависим друг от друга. Если изменяется один элемент, другие тоже меняются. Иначе, сбой.
Пример 1. Компания принимает решение о перепозиционировании из низкого в средний ценовой сегмент (price). Это потребует от нее не только пересмотра ценовой политики, но и изменений в свойствах продукции (повышение потребительской ценности) и дизайне упаковки (product), каналах коммуникаций (promotion) и, конечно каналах продаж (place).
Пример 2. Компания в рамках реализации своей стратегии развития предполагает выход на рынок одной из стран СНГ (place). Для этого потребуется:
🧩выстраивание новых каналов сбыта (place);
🧩адаптация продукта под местный рынок (как минимум, перевод текста упаковки на иностранный язык) (product);
🧩установка цены исходя из конкурентной ситуации на рынке страны (price);
🧩реализация программы продвижения с использованием инструментов и каналов коммуникаций, наиболее эффективно работающих на местном рынке (promotion). Все стремительно, поэтому маркетолог проводит регулярный анализ и мониторинг актуальной ситуации каждого элемента Модели среди конкурентов, в целом состояние рынка, оценивается общая экономика и другие факторы, которые могут повлиять на развитие продукта для той или иной целевой аудитории.
Выше представлена базовая маркетинговая модель 4P - продукт, место, продвижение, цена. Актуально добавить несколько элементов и получим модель 7P - Люди (People или personnel), Process (процесс) и Physical Evidence — окружение.
Важную роль в бизнес-процессе играют сотрудники компании (это пятая пи), которые непосредственно контактируют с клиентами и партнерами (курьеры, продавцы, грузчики, контролеры зала, менеджеры и др). Важно, если клиенты приезжают в ваш офис - значит каждый сотрудник в цепочке - от сотрудника службы безопасности. Они первые создают впечатление о культуре и природе компании. В компаниях, где ведётся профессиональный маркетинг, каждый сотрудник ознакомлен с корпоративной политикой и этикой общения с клиентами. Это важно!
Шестой пи - это процесс приобретения услуги или покупки товара. Как удобно, комфортно, оперативно выстроен процесс взаимодействия с клиентом от момента его обращения до сделки. Как ведется сопровождение после продажи, тоже часть данного пи.
Седьмой пи включает в себя окружение: атмосфера магазина, офиса, торгового зала, производства, сайта, аккаунта в социальных сетях. Мы имеем ввиду все локаций компании, где могут быть ваши клиенты и партнеры. Важна чистота, приятный запах, наличие элементов фирменного стиля и его единства. В офис или торговый зал вы можете заказать фирменные настенные часы, разместить настенный флаг, настольные флажки, повесить фирменный стенд фото ведущих сотрудников с обозначением их успехов ( лучший менеджер, лучший специалист по сопровождению и тд). Есть масса приемов фирменного оформления с минимальным бюджетом!
Вот так плавно мы перешли к внутреннему маркетингу - корпоративному, который также важен, как и внешний!
Я разработаю проект комплексного маркетинга для вашей компании и реализую его.
Проф маркетолог Гусак Елена