Найти тему
Китти Орлова

VIVA lA CABARET!

Я продолжаю делиться с вами своими мыслями и наблюдениями, касающимися жанра кабаре, его места в современном мире и влияния на общество

Китти Орлова. Московский фестиваль бурлеска 2019
Китти Орлова. Московский фестиваль бурлеска 2019

В кабаре много фривольности. Наверняка, вы при упоминании этого слова представляете себе задранные ноги, откровенные наряды и свободные нравы. 

Ляля Бежецкая. Проект "Ревущие 20_е"
Ляля Бежецкая. Проект "Ревущие 20_е"

Но почему так повелось? 

У меня есть теория на этот счёт: всё дело в устройстве нашей психики. 

В предыдущем материале я писала, что у жанра кабаре важная социальная задача - вскрывать недостатки общества. 

Но есть и ещё одна чрезвычайно важная функция - смягчать боль от столкновения с реальностью. Через смех и порой шок. Чтобы отсмеявшись, человек не так боялся показываемых событий и явлений. 

Лила Жаркая, Китти Орлова, Ляля Бежецкая, проект "Ревущие 20_е". Фото Влад Мурашковский
Лила Жаркая, Китти Орлова, Ляля Бежецкая, проект "Ревущие 20_е". Фото Влад Мурашковский

Вернёмся к мозгу. 

Наше сознание формируется по принципу «получил новый опыт - положил в копилочку». Когда поступает какая-либо информация, мозг сравнивает ее с уже имеющейся. Если информация согласуется со сложившейся картиной мира, то мозг её принимает. А если информация идёт вразрез, то отфильтровывает и отвергает. Этот механизм называется Критический фактор (далее КФ).

Схема устройства психики по Джеральду Кейну
Схема устройства психики по Джеральду Кейну

Чтобы поселить в сознании какую-нибудь идею, необходимо преодолеть этот критический фактор. 

С этой задачей, например, прекрасно справляется телевидение, проталкивая зачастую вредоносные идеи. Там целая технология по обходу КФ, основанная на манипулировании эмоциями, грамотным составлением программной сетки и много чего ещё. 

Вот почему телевизор называют зомбоящиком и почему следует всячески избегать его просмотра. Но это отдельная тема. 

Картинка взята из интернета
Картинка взята из интернета

Что делают артисты кабаре? Они обходят КФ за счёт "шок-контента", вызывая очень сильные эмоции. Плюс музыка, которая мощнейшим образом влияет на восприятие, плюс работа света, яркая картинка. И всё это в юмористическом ключе. 

Кабаре-спектакль "Вампиры на пляже", 2019 г. Фото Виктор Берёзкин
Кабаре-спектакль "Вампиры на пляже", 2019 г. Фото Виктор Берёзкин

Зритель расслабляется, КФ отключается, и идея поселяется в сознании. 

Опасный механизм, правда? Но прелесть в том, что кабаре сложно использовать как машину пропаганды. Это явление реакционное, остро считывающее фальшь, напыщенность, снобизм и ханжество и беспощадно высмеивающее всё это.

Такая тихая революция через искусство.

И основа этого механизма - эротизм. Через аппелирование к сексуальным инстинктам легче проникнуть в сознание, возьмите любую рекламу и поймёте, как это работает.

Реклама Martini. Дизайн специально выполнен так, чтобы апеллировать  к сексуальным инстинктам. Фото из интернета
Реклама Martini. Дизайн специально выполнен так, чтобы апеллировать к сексуальным инстинктам. Фото из интернета

Кабаре и эротика - это почти синонимы.

Само понятие кабаре как заведение тесно связано с образом Германии и, в частности, Берлина 20х-30х гг прошлого века. Это время между двумя войнами - Первой и Второй Мировой. Время очень тревожное. В Германии пришёл к власти Гитлер, взят курс на тоталитаризм, идёт повсеместное закручивание гаек. Начинаются гонения евреев, ужесточается цензура...

А что народ? А народ отчаянно нуждается в свободе. Первая мировая проиграна, страшно потрясён весь мир. И люди ищут спасения в развлечениях (помните, мы уже говорили об этой функции кабаре?). И где его находят? Да, в кабаре, многие из которых становятся подпольными. Потому что со сцены звучит политическая сатира и показываются откровенные номера. 

Актрисы кабаре, Берлин. Фото из интернета
Актрисы кабаре, Берлин. Фото из интернета

Берлинское кабаре. Фото из интернета
Берлинское кабаре. Фото из интернета

Писатель Стефан Цвейг писал: «Берлин превратился в Вавилон. Немцы ударились в извращения со всей своей страстью и любовью к системе... Даже древние римляне не устраивали таких оргий...». Секс стал самой доступной и самой желанной формой развлечений. Каждый, у кого были деньги, мог получить удовольствие любого рода. У заведений (не только кабаре) была своя специализация: для гетеросексуальных мужчин, для геев, для лесбиянок, для трансвеститов или пансексуалов. Немцы настолько активно экспериментировали со своей сексуальность, что даже ходили слухи об услуге, сочетающей содомию, зоофилию, гомосексуальность, некрофилию и садизм. 

Не трудно представить, что творилось в кабаре, сама суть которого - отражение социальных реалий и свобода...

Культ однополой любви. Фото из интернета
Культ однополой любви. Фото из интернета

Времена поменялись, мотивация артистов тоже сильно изменилась. Современные артисты кабаре и бурлеска далеко разошлись с проституцией, но дух свободы и изучения собственной сексуальности остался. 

Культ красоты тела, искусство им владеть, исполнительское искусство  - вот что такое кабаре в первую очередь. «Вторичные» продукты как возбуждение - это личные трудности зрителя 🤗

Актриса бурлеска Катерина Сахара. Проект "Ревущие 20_е"
Актриса бурлеска Катерина Сахара. Проект "Ревущие 20_е"

Говорю от своего лица и уверена, что многие артисты со мной согласятся: наша главная задача - вдохновлять, культивировать красоту тела как такового. А способ, каким мы это делаем, просто органично лёг на нашу природу. 

В этом, например, принципиальное различие между бурлеском и стриптизом. Первый возвышает зрителя, второй призван пробуждать похоть. 

Сейчас кабаре - это хорошо поставленные и отрепетированные шоу, не уступающие «приличным» жанрам. Порой то, что предлагает попкультура, выглядит более развратно.

А ещё кабаре сохранило в себе любовь к ретро, к кинообразам прошлого. Нейлоновые чулки на подвязках, шляпки, перчатки, перья... другие прически, другой макияж. Во многом это определяет аутентичность кабаре как жанра. И, конечно же, это ошеломительное зрелище!