Я продолжаю делиться с вами своими мыслями и наблюдениями, касающимися жанра кабаре, его места в современном мире и влияния на общество
В кабаре много фривольности. Наверняка, вы при упоминании этого слова представляете себе задранные ноги, откровенные наряды и свободные нравы.
Но почему так повелось?
У меня есть теория на этот счёт: всё дело в устройстве нашей психики.
В предыдущем материале я писала, что у жанра кабаре важная социальная задача - вскрывать недостатки общества.
Но есть и ещё одна чрезвычайно важная функция - смягчать боль от столкновения с реальностью. Через смех и порой шок. Чтобы отсмеявшись, человек не так боялся показываемых событий и явлений.
Вернёмся к мозгу.
Наше сознание формируется по принципу «получил новый опыт - положил в копилочку». Когда поступает какая-либо информация, мозг сравнивает ее с уже имеющейся. Если информация согласуется со сложившейся картиной мира, то мозг её принимает. А если информация идёт вразрез, то отфильтровывает и отвергает. Этот механизм называется Критический фактор (далее КФ).
Чтобы поселить в сознании какую-нибудь идею, необходимо преодолеть этот критический фактор.
С этой задачей, например, прекрасно справляется телевидение, проталкивая зачастую вредоносные идеи. Там целая технология по обходу КФ, основанная на манипулировании эмоциями, грамотным составлением программной сетки и много чего ещё.
Вот почему телевизор называют зомбоящиком и почему следует всячески избегать его просмотра. Но это отдельная тема.
Что делают артисты кабаре? Они обходят КФ за счёт "шок-контента", вызывая очень сильные эмоции. Плюс музыка, которая мощнейшим образом влияет на восприятие, плюс работа света, яркая картинка. И всё это в юмористическом ключе.
Зритель расслабляется, КФ отключается, и идея поселяется в сознании.
Опасный механизм, правда? Но прелесть в том, что кабаре сложно использовать как машину пропаганды. Это явление реакционное, остро считывающее фальшь, напыщенность, снобизм и ханжество и беспощадно высмеивающее всё это.
Такая тихая революция через искусство.
И основа этого механизма - эротизм. Через аппелирование к сексуальным инстинктам легче проникнуть в сознание, возьмите любую рекламу и поймёте, как это работает.
Кабаре и эротика - это почти синонимы.
Само понятие кабаре как заведение тесно связано с образом Германии и, в частности, Берлина 20х-30х гг прошлого века. Это время между двумя войнами - Первой и Второй Мировой. Время очень тревожное. В Германии пришёл к власти Гитлер, взят курс на тоталитаризм, идёт повсеместное закручивание гаек. Начинаются гонения евреев, ужесточается цензура...
А что народ? А народ отчаянно нуждается в свободе. Первая мировая проиграна, страшно потрясён весь мир. И люди ищут спасения в развлечениях (помните, мы уже говорили об этой функции кабаре?). И где его находят? Да, в кабаре, многие из которых становятся подпольными. Потому что со сцены звучит политическая сатира и показываются откровенные номера.
Писатель Стефан Цвейг писал: «Берлин превратился в Вавилон. Немцы ударились в извращения со всей своей страстью и любовью к системе... Даже древние римляне не устраивали таких оргий...». Секс стал самой доступной и самой желанной формой развлечений. Каждый, у кого были деньги, мог получить удовольствие любого рода. У заведений (не только кабаре) была своя специализация: для гетеросексуальных мужчин, для геев, для лесбиянок, для трансвеститов или пансексуалов. Немцы настолько активно экспериментировали со своей сексуальность, что даже ходили слухи об услуге, сочетающей содомию, зоофилию, гомосексуальность, некрофилию и садизм.
Не трудно представить, что творилось в кабаре, сама суть которого - отражение социальных реалий и свобода...
Времена поменялись, мотивация артистов тоже сильно изменилась. Современные артисты кабаре и бурлеска далеко разошлись с проституцией, но дух свободы и изучения собственной сексуальности остался.
Культ красоты тела, искусство им владеть, исполнительское искусство - вот что такое кабаре в первую очередь. «Вторичные» продукты как возбуждение - это личные трудности зрителя 🤗
Говорю от своего лица и уверена, что многие артисты со мной согласятся: наша главная задача - вдохновлять, культивировать красоту тела как такового. А способ, каким мы это делаем, просто органично лёг на нашу природу.
В этом, например, принципиальное различие между бурлеском и стриптизом. Первый возвышает зрителя, второй призван пробуждать похоть.
Сейчас кабаре - это хорошо поставленные и отрепетированные шоу, не уступающие «приличным» жанрам. Порой то, что предлагает попкультура, выглядит более развратно.
А ещё кабаре сохранило в себе любовь к ретро, к кинообразам прошлого. Нейлоновые чулки на подвязках, шляпки, перчатки, перья... другие прически, другой макияж. Во многом это определяет аутентичность кабаре как жанра. И, конечно же, это ошеломительное зрелище!