«Тут и я почувствовала боль. Пуля пробила ногу и прошила бензиновый бак. Бензин течет на рану. Такая невыносимая боль, что, кажется, лучше выброситься. Гляжу,, мой штурман — девушка, — потеряв сознание, свесила голову за борт. Я напрягла остаток сил, стараясь скольжением сбить пламя. Бензин продолжал течь, пламя готово было охватить весь самолет. Выключитть мотор не хочу: каждый оборот винта приближает нас к дому. Подошли к своей территории. Тёмно. Где садиться? Что со штурманом? Молчит. Нога моя онемела. Не думаю о грозящей опасности, все внимание туда, на дорогу. Там два тусклых глаза — притушенные автомобильные фары. Решаю: сяду около автомашины. Шофер сообразит, остановятся. Приземлилась. Кое-как вылезла. Трясу за плечи свою подругу. Боец из автомашины отвез нас в полевой госпиталь, положили на операционный стол. Когда подруга очнулась, она тихо прошептала: «Почему же ты мне не сказала, что и ты ранена?» «Будем снова летать», — ответила я и забылась крепким сном.» И. Бобров — Дочери Родины // «Сталинский сокол» № 20 (318) от 10.03.1945 г. [4] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54588.html
«Аня воюет четвертый год, ей есть о чем вспомнить и есть что рассказать. Но последний ее подвиг, совершённый уже за Одером, затмил все остальные. Дело было в городе Штейнау, окруженный гарнизон которого долго и яростно сопротивлялся. Аня со своими аппаратами находилась на расстоянии одного дома от линии боя и, сидя в подвале особняка, «связывала» командира батальона с командирами рот, занимавшими позиции на соседних улицах. В полдень немцы пошли в контратаку, стремясь вырваться из города. Их поддерживала авиация. Бомба угодила в здание командного пункта батальона, ранила командира, убила его охрану и завалила подвал, в котором находилась Аня. Девушка была ранена в голову и в руку. Стиснув зубы, не обращая внимания на свои собственные раны, она перевязала командира. А на улицах вокруг заваленного дома грохотал бой, и телефон сердито и нетерпеливо «зуммерил» — роты требовали управления.
Тогда Аня собралась с силами, подтащила раненого командира поближе к аппарату, и в ротах услышали знакомый задорный голосок, передававший приказания из подвала дома, находившегося уже на занятой Немцами улице. Командир батальона через свою телефонистку руководил отражением контратаки. Когда наши бойцы, вернув улицу обратно, откопали засыпанный подвал, Аня сидела в луже крови у аппарата и, прижимая трубку плечом к уху, уже бредя, бормотала:
— Я — Зерно, я — Зерно... Первый приказал вам... » Б. Полевой — Русские девушки на немецкой земле // «Правда» № 59 (9830) от 10.03.1945 г. [3] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54583.html
«Исход боев за Штольп был решен не только превосходством наших сил, но также мастерским выполнением замысла командования. Местность, изобилующая небольшими лесными массивами и шоссейными дорогами, позволяла наступающим совершать обходные маневры, вклиниваться подвижными группами в боевые порядки немцев, перехватывать их коммуникации. Примером таких внезапных и дерзких ударов по врагу могут служить действия танкового взвода, которым командует старший лейтенант Чекренев.
Часть, в составе которой действовал этот взвод, была введена в прорыв. Пройдя несколько километров, танки Чекренева с хода ворвались в населенный пункт, прикрывающий дорогу на Штольп. В жарком бою взвод уничтожил 15 пулеметных точек противника, три пушки и один «Фердинанд», благодаря чему наша пехота быстро заняла населенный пункт. На следующий день Чекренев на своем танке врезался в колонну отступавших немцев. Огнем и гусеницами он уничтожил 10 орудий, 40 повозок и до сотни гитлеровцев.
В другом бою бесстрашный офицер-танкист, первым ворвавшись в населенный пункт, в короткой схватке раздавил гусеницами своего танка пять вражеских пушек, уничтожил семь пулеметов и более ста немецких солдат и офицеров. » Капитан М. Макухин — Наступление в северной Померании : Наши части овладели городом Штольп // «Красная звезда» № 58 (6046) от 10.03.1945 г. [2] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54572.html
«В боях на этом участке фронта выдающаяся роль принадлежит штурмовикам генерал-майора авиации Каманина. Обладая богатым опытом боевых действий в Трансильванских Альпах, они с успехом применили свое знание тактики горной войны на карпатском театре. Как правило, штурмовики работали небольшими группами и наносили удары по тем местам, где немцы чувствовали себя наиболее уверенно. Под меткими бомбовыми ударами штурмовиков рушилась хитроумная система инженерных сооружений противника. Атаки штурмовиков сочетались по месту и времени с работой артиллерии. Сосредоточенным огнем с воздуха и земли пробивались бреши в обороне врага. Противнику не удалось восстановить положение главным образом потому, что днем и ночью пути движения его резервов находились под непрерывным воздействием авиации.» Гвардии капитан Г. Юровский — В южных предгорьях Карпат // «Сталинский сокол» № 20 (318) от 10.03.1945 г. [2] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54586.html
««Большое значение, — пишет он, — имеет отношение курсанта к полету: любит он летать или нет, вызывает ли в нем полет чувство удовольствия или страха. Поэтому я не могу узнать характер молодого курсанта до тех пор, пока не слетаю с ним в зону. Заваливаю самолет в штопор — первый штопор для моего курсанта — и смотрю в зеркало на выражение его лица. В таких случаях один стиснет зубы и побледнеет. А спросишь его по телефону: «Страшно?» — сразу подтянется и постарается улыбнуться. Это — молодец, может взять себя в руки. Гораздо хуже, если курсант во время «штопора» растеряется, его лицо принимает испуганное выражение. С таким приходится работать долго, постепенно приучая его к самолету, настойчиво воспитывая в нем веру в свои силы. А бывает и так: посмотришь, сидит парень как будто у себя дома, смотрит по сторонам, не обращая внимания на штопор. Такого трудно узнать. Это или очень сдержанный человек с большой силой воли и в будущем отличный летчик или равнодушный и тупой. Последний очень трудно поддается воспитанию и, если даже становится летчиком, то постоянно требует контроля над собой». » Генерал-лейтенант авиации И. Туркель — О некоторых вопросах обучения летчика // «Сталинский сокол» № 20 (318) от 10.03.1945 г. [3] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54587.html
«Несколько слов об управлении авиацией во время боев в Восточной Пруссии. На всех этапах этой операции мы придерживались принципа централизованного управления. Это позволило нам в нужный момент быстро сосредоточить крупные силы авиации для массированного удара на главней направлении. Так было, например, 23 октября 1944 г., когда вся наша штурмовая авиация — была направлена на отражение атак противника, пытавшегося отрезать одно танковое соединение.
Большую роль в управлении авиацией сыграло создание оперативных групп при общевойсковых соединениях, наносивших главный удар. Одновременно мы имели хорошо подготовленных авианаводчиков с надежными средствами связи в стрелковых корпусах. Опыт показал, что при командире подвижной группы обязательно должен быть представитель авиации. Их постоянный личный контакт обеспечивал нам возможность своевременно и быстро оказывать танкам необходимую поддержку с воздуха.
Кроме того, мы имели авианаводчиков, двигавшихся непосредственно в танках. В течение операции мы применяли специальные единые карты целей, выданные всем командирам авиачастей и подразделений, командирам общевойсковых соединений, авиационным представителям и авианаводчикам. Эти карты целей еще до начала операции были составлены нами совместно со штабами общевойсковых соединений. Карты целей имели большое значение в условиях Восточной Пруссии, где не всегда можно легко и быстро запомнить сложное и незнакомое летчикам название населенного пункта. Нацеливание групп самолетов производилось с помощью единой карты целей, что полностью оправдало себя. » Генерал-полковник авиации Т. Хрюкин — Авиация в прорыве вражеской обороны : Из опыта боев в Восточной Пруссии // «Сталинский сокол» № 20 (318) от 10.03.1945 г. [2] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54585.html
«Тысячи старых и молодых советских женщин заполнили все ярусы Большого театра. Тут были работницы заводов и строек, женщины — врачи, инженеры, учёные, художницы, актрисы, учительницы, железнодорожницы, — одним словом, женщины всех профессий. Пришли сюда прямо из цехов, из депо, из школ, из лабораторий, забежав на минуту домой, чтобы надеть праздничное платье. Какие у них были бодрые и вдохновенные лица! При взгляде на них никто не мог бы сказать, что эти люди пережили столько душевных волнений и что только час назад одна из них варила сталь, другая вела паровоз, третья работала в шахте под землёй вместо ушедшего на войну жениха. А ведь если заглянуть в жизнь каждой сидящей в зале, то можно было бы еще сказать п такое: вот эта — вдова офицера, эта потеряла трёх сыновей из пяти, у этой растерзаны фашистами старики-родители, а вот у той ослеп на войне муж... Сидели плечом к плечу, подтянутые, оживлённые, улыбающиеся. » Елена Кононенко — Клятва // «Правда» № 59 (9830) от 10.03.1945 г. [2] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54582.html
«К решению проблемы геликоптера были привлечены наш научно-исследовательский институт ЦАГИ, Военно-Воздушная академия и Московский авиационный институт. Провели много предварительных опытов, разработали теорию машин и в 1930 году построили первый советский геликоптер 1-ЭА -ЦАГИ. Он был создан по нашей однороторной схеме (с автомат-перекосом) и сразу же начал успешно летать. До этого года опытные геликоптеры не летали, а делали лишь прыжки. Уже в 1932 г. нам удалось достигнуть высоты полета в 600 метров, тогда как мировой рекорд высоты полета геликоптеров в то время был равен всего лишь 18 метрам. Вскоре было построено еще несколько более совершенных аппаратов этого же типа, у которых была значительно улучшена устойчивость. В Соединенных Штатах Америки строят геликоптеры однороторные, с автомат-перекосом. Завод Сикорского уже выполняет правительственный заказ на триста геликоптеров. Эти геликоптеры применялись в Бирме, как разведывательные машины и для вывозки раненых из районов, недоступных для других видов транспорта. Совершенно естественно, что и в СССР не остановились на достигнутых результатах, а продолжали развивать далее конструкцию советских геликоптеров. »
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы академик Б. Юрьев — Геликоптер // «Известия» № 58 (8668) от 10.03.1945 г. [3]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54580.html
«Из Кезлина мы повернули на северо-восток, к морю. Здесь тоже повсюду видны следы большого поражения гитлеровцев. Валяются трупы, разбитая техника, лошади. Местность постепенно начинает меняться, появляются песчаные холмы — дюны. Ярко светит солнце. Пахнуло свежестью, повеял холодный, сырой ветер с Балтики.
Въехав на бугор, мы увидели, наконец, высокие свинцовые волны моря. Нас встретил командир группы разведчиков лейтенант Филиппов. Это он со своими бойцами первым вышел к морю два дня назад и удерживал мыс, на котором мы находимся. Лейтенант радушно принял нас и ознакомил со своим владением. На мысе всего один фольварк. Часть жителей вернулась домой, остальные продолжают прятаться в лесах, боясь красноармейцев. В одном из домов фольварка 17 пленных немецких солдат.
— К морю мы вышли ночью, — говорит Филиппов, — а утром немцы навалились на нас, старались пробиться на запад. Жарко было так, что мы все гранаты использовали. Но, знаете, ни одного разведчика не потеряли, а немцев положили немало. Вот пойдите к той дороге и увидите, сколько их там. А этих семнадцать захватили живьем... » Майор С. Лоскутов — К Балтийскому морю // «Красная звезда» № 58 (6046) от 10.03.1945 г. [2] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54573.html
«В сентябре 1944 г. болгарский народ снова встретил братский русский народ на своей земле, Красную Армию — как армию-освободительницу... Однако болгарский народ сознавал свою ответственность перед славянскими братьями и в первую очередь перед русским и югославским народами за то, что он не сумел воспрепятствовать гибельной прогитлеровской политике прежних фашистских правителей. Болгарский народ с глубокой болью вспоминает те мрачные годы, когда его бывшие правители, действовавшие по указке из Берлина, превратили Болгарию в плацдарм против Советского Союза и в арену борьбы против свободолюбивых народов; эти правители отдали Болгарию на разграбление немецким захватчикам и истребляли в угоду Берлину лучших сынов и дочерей болгарского народа. Предатели болгарского народа вместе с немецкими разбойниками творили кровавые бесчинства в Югославии. Болгарский народ ставит себе задачей смыть то позорное пятно, которым фашистские правители пытались покрыть честное имя болгар. Обновленная болгарская армия двинулась против немцев, чтобы изгнать их из страны, чтобы рука об руку со своими славянскими братьями повести борьбу против заклятого тевтонского врага. После своего участия в освобождении Македонии и Сербии болгарская армия продолжает теперь вместе с Красной Армией и югославской армией воевать против общего врага. »
Ст. Благоева , член президиума Всеславянского Комитета — Русский народ — дважды освободитель болгар // «Известия» № 58 (8668) от 10.03.1945 г. [4]
==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/10/54581.html