Посещение поселка Переделкино можно начать на станции Мичуринец (сейчас там реконструкция, актуальную информацию нужно проверять на сайте московского транспорта и РЖД) или на станции Переделкино, откуда поднимаешься на площадь перед Преображенским храмом. Купола напоминают знаменитые маковки храма Василия Блаженного, но здесь они выполнены из фарфоровых чашуек.
Мы зашли со стороны Мичуринца. Сразу на нас обрушился запах подмосковной дачи. Пахнет соснами, влажной землей. Нелепые особняки с имитацией колонн из пластика выглядят убого и искусственно в сравнении со скромными деревянными домиками дач литераторов.
Переделкино разделено на Писательский городок и дачи литераторов. Часть бывших дач отданы под дома-музеи. Рекомендуем скачать подробную карту с отметками всех известных дачников на сайте http://www.peredelkino-land.ru/pages/peredelkino-map, так как на месте есть указатели не ко всем музеям.
У Окуджавы часто проходят концерты и творческие встречи. Во дворе его участка стоят стенды со стенгазетами, сделанными много лет назад. Одна посвящена Грузии, другая войне, но больше всего мне понравился стенд с вырезками заголовков разных статей, в который использовались слова из песен Окуджавы. Внутрь дома мы не попали, там начинался концерт, а нам предстояло обойти весь поселок.
Чтобы проникнуться обстановкой, можно слушать песни шестидесятников и читать вслух стихи. Мы вышли на улицу и я включила на телефоне 3 мои любимые песни Окуджавы:
1. Часовые любви на Смоленской стоят, Часовые любви у Никитских не спят. Часовые любви по Арбату идут…
2. Надежды маленький оркестрик под управлением любви.
3. Ваше величество Женщина ( очень актуально в преддверии 8 марта).
Мы проходили мимо некоторых заборов, я указывала на них и сообщала: здесь жила Белла Ахмадулина, здесь жил Юрий Левитанский. Не знаю, кто теперь располагается на этих участках - потомки или новые владельцы, но никаких упоминаний или мемориальных табличек нет.
Кстати, когда я увидела фамилию Левитанский среди других бывших жителей Переделкино, мне показалась она знакомой, но ни одно произведение на ум не приходило. Всезнающий Google напомнил, что одно из самых любимых стихотворений о приближающейся весне как раз его авторства:
«Что же за всем этим будет? Будет апрель!
Будет апрель? Вы уверены?
Да, я уверен!
Я уже слышал и слух этот мною проверен,
Будто бы в рое сегодня звенела свирель»
и раз-два-три-раз-два-три-раз-два-три (можно даже повальсирввать).
Я хорошенько подготовилась к поездке и заранее посмотрела передачу по Культуре «Пешком по Москве» с Михаилом Жебраком. В декабре он как раз делал выпуск о Переделкино (https://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/21865/episode_id/2222882/). Если бы не эта передача, я бы вряд ли занесла в список пожеланий посещение дачи Церетели. А зря!
И пусть само творчество Зураба Церетели может вызывать споры, это было любопытно.
Мы аккуратно открыли высокую дверь ограды. При входе нас уже встречала фигура из грузинской серии про традиционную семью. Нам улыбнулся охранник и пригласил войти. Посещение бесплатное. Стали смотреть по сторонам и глазу сложно было за что-то зацепиться: вот череда сюжетов грузинской семьи, вот Путин большой и два маленьких, вдоль тропинки головы императриц (пробные слепки), Никита Михалков в образе чуть ли не императора и Олег Табаков сам похожий на довольного кота, как тот, который лежит в ногах у скульптуры, несколько вариантов Высоцкого, и множество Петров первых-вторых-третьих-четвертых-пятых, но все так же Великих. Рядом какая-то странная мозаика. Мне не очень нравится мозаичный стиль. Возможно, это до первого столкновения с Гауди.
За беседкой в отдалении от других работ представлены барельефы писателей-хозяев дач в Переделкино и их частых гостей: Анна Ахматова, Белла Ахмадулина, Марина Цветаева. Бродский, Пастернак, Окуджава, Солженицын. Вдоль бордюра уложены плиты с цитатами о женщинах: принцессы Дианы, Сократа, Черчиля и др. Вряд ли это поставили перед праздником, но цитаты тоже были уместны к международному женскому дню.
Отдельного внимания заслуживают повторяющиеся персонажи грузинской семьи. Прямой и крупный нос, грустные глаза чем-то похожи на образы картин Пиросмани. В этой «семье» и музыканты, и торговцы, и молящиеся, и танцующие, и бедные, и упитанные. Экспозиция оставила приятное впечатление. Высокие скульптуры дотягивались до крон сосен и заставляли всматриваться в небо. Холодало.
Нас ждала последняя остановка - галерея Евгения Евтушенко. Еще при жизни, в 2010 году Евгений Евтушенко отделил часть территории, поставил отдельный вход и построил небольшую галерею, которую передал государству. В ней представлены фотоработы самого поэта, который серьезно увлекался фотографией. Во второй части выставки представлена личная коллекция картин, подаренных и купленных при жизни. Из всех портретов самого Евтушенко меньше всего понравился портрет Никаса. Пришли к выводу, что все люди на его картинах выглядят одинаковыми, будто к одним и тем же плечам пририсовываются разные головы.
Фотографии у Евтушенко прекрасные. Такие честные и доброжелательные портреты. Лица открытые, улыбающиеся. Он много снимал на родине, на станции «Зима» и в своих путешествиях по миру. Простые и печальные лица старых русских сибирских женщин говорят о России больше, чем многие слова. К некоторым фото были приложены поэтические строчки. Они дополняли впечатление.
В зале с картинами можно было увидеть именитых художников и менее известных. А еще Евтушенко дарили трость Марка Твена.
В такие дома-музеи посетители не ходят толпами. Мы были одни, пообщались с хранительницей выставки. Она рассказала немного фактов о Евтушенко и охотно отвечала на вопросы.
На выходе висела афиша концерта, проходившего в Политехническом в 1995 году. Мечтательно засмотрелась на афишу и представила, какое было бы счастье побывать на том литературном вечере.