Бережливое производство – это просто (Lean система).
История бережливого производства.
Истоки зарождения философии бережливого производства восходят к началу двадцатого века.
В 1913 году Генри Форд создал первую в мире модель производственного потока, в основу которого легло передвижение обрабатываемого изделия между процессами с использованием конвейера.
Президент автомобильной компании Тойота, Тойода Кийтиро сказал: «Необходимо догнать Америку за три года. В противном случае автомобильная промышленность Японии не выживет». Японцы поняли: чтобы догнать Америку, нужно разработать свою собственную систему производства, отличную от традиционной американской системы массового производства.
Создатель бережливого производства Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства еще в 1950-х годах на заводе Тойота. В те послевоенные времена Япония лежала в руинах и стране нужны были новые автомобили. Но проблема была в том, что спрос был не настолько велик, чтобы оправдать закупку мощной производственной линии, на манер Ford. Нужно было много разных видов автомобилей (легковые, мало- и средне- тоннажные грузовики и пр.), но спрос на конкретный вид машины был невелик. Японцам пришлось учиться эффективно работать, создавая множество разных моделей в условиях невысокого спроса на каждую модель. Такую задачу до них не решал никто, так как эффективность понималась исключительно в терминах массового производства. Собственно, отсюда и родился термин «lean», который за кружкой пива придумал Джон Крафчик, один из американских консультантов. Ведь как еще назвать систему, способную эффективно производить множество видов продукции при низких удельных затратах? Lean, то есть «бережливое».
Бережливое производство - концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
Потери — лишнее, ненужное действие осуществляемая в процессе производства, за которую потребитель платить не намерен, т.е. деятельность, не добавляющая ценности продукту.
Ценность в терминах бережливого производства это способность товара удовлетворять ожидания потребителя. Потребитель готов платить лишь за соответствие характеристик товара своим ожиданиям (за функциональность, качество, срок выполнения заказа, цену и т.п.).
Пример: понятие деятельности, которая не добавляет ценности, впоследствии заключённого в японский термин MUDA (потери), было введено Франком Гилбертом (1868-1924 гг.), который однажды заметил, что каменщик, возводящий стену, производит побочное действие: наклоняется, чтобы взять следующий кирпич. После изучения действий, необходимых каменщику для выполнения данной работы Франк Гилберт предложил складывать кирпичи на тумбу рядом с рабочим. Такое, на первый взгляд, элементарное решение проблемы привело к почти троекратному увеличению скорости выполнения работы и значительному снижению затрачиваемых на неё усилий.