Найти тему
BOOKvajed

Первому игроку приготовиться

Эрнест Клайн “Первому игроку приготовиться” (2011 г.), 5/5.

Никогда не была геймером, а единственная игра, в которую играю на телефоне, — это онлайн-нарды. Поэтому и подумать не могла, что книга, сюжет которой завязан на играх и поп-культуре 80-х, сможет меня увлечь.

Виртуальная реальность уже давно и плотно вошла в нашу жизнь. Конечно, VR-очки лежат дома не у каждого первого, но все мы понимаем, что такое виртуальная (дополненная) реальность. А теперь представьте, что в нашем реальном мире всё настолько плохо, что приходится бежать в придуманный, созданный эксцентричным и помешанным на поп-культуре прошлых лет гением. Экономический кризис привёл людей к тому, что им больше нечего делать в настоящей вселенной, так что самое время покорять вымышленные.

OASIS — именно такой мир, где вы можете жить, учиться, общаться, работать, сражаться, но только внутри программы. И существовал этот мир себе спокойно, пока не умер его создатель. И оставил довольно странное завещание: стать обладателем его довольно внушительного наследства и контроля над программой может каждый пользователь Оазиса, нужно только найти три ключа от трёх ворот. Путь к этим ключам пролегает через кучу головоломок, завязанных на играх, музыке, фильмах и культуре 80-х (да и 90-х). А на дворе 2045 год, и все вокруг вдруг становятся ценителями старины, на поиски ключей отправляются толпы пасхантеров (так они себя называют, охотники за пасхальным яйцом). И так получается, что эти ребята из 2045-го знают 1980-е чуть ли не лучше, чем те, кто жил в это время.

Но это не просто развлекательная книга. Автор очень тонко подмечает, где мир находится сейчас и к чему он может прийти. Наверняка многие из вас (я-то уж точно) в подростковом возрасте чувствовали себя немного Уэйдом Уоттсом, главным героем. С вечным стремлением к эскапизму. Он выбрал местом для пряток виртуальную реальность, я пряталась в книгах. Современные дети убегают в мир своих смартфонов (и это не бубнёж бабки на лавке, а реальные жизненные наблюдения). Главное не застрять в этом состоянии, не убежать навсегда.

Во время прочтения книги может показаться, что её написал чокнутый гик. Ну, практически так оно и есть. Автор настолько в теме, что даже такой нуб, как я, смог проникнуться написанным. Я не знала названий многих игр, фильмов, но это не мешало мне наслаждаться текстом и получать удовольствия от погружения в мир Оазиса. Правда, вся музыка в книге была мне знакома и очень близка. В итоге получился своеобразный гимн 80-м, ностальгическая книга для тех, кто в теме, но и безумно увлекательная для тех, кто не шарит (говорю за себя).

-2

Смотреть фильм после книги ничуть не скучно, потому что они довольно сильно различаются. Создатели фильма переработали суть испытаний, которым подвергаются игроки, чтобы найти ключи и открыть ворота. Но всё-таки фильм показался мне более скомканным. У нас мало времени, чтобы познакомиться с персонажами, их внутренним миром, да и сама суть Оазиса передается в фильме обрывочно, больше внимания уделяется спецэффектам. Но всё равно это крепкие 8/10.