Найти тему
Формула Смекалки

Клиент не всегда прав.

Начну нарушать общепринятое понимание вводной информацией. Рыночный бизнес - это социальный институт, подразумевающий товарно-денежные отношения приносящие ОБОЮДНУЮ выгоду и регулирующийся определёнными законами в отрасли. В нём участвует ПОКУПАТЕЛЬ или КЛИЕНТ, как объект отношений, платящий деньги или доказавший свою платёжеспособность и другой объект - ПРОДАВЕЦ или ИСПОЛНИТЕЛЬ - предлагающий или реализующий ту или иную единицу товара или услуги соответственно.

О роли ПРОДАВЦА и ИСПОЛНИТЕЛЯ в отношениях существует множество книг, пособий, роликов и постов в интернете, плюс все регуляторы Роспотребнадзором и регламентирующими инстанциями. Я же хочу поговорить об этикете ПОКУПАТЕЛЯ, его манипуляциях и крайностях в поведении. Возьмём ряд типовых моментов, которые у всех "ввязавшихся в бизнес" на слуху и попробуем определить пути решения и профилактики

Взято из открытых источников Интернета
Взято из открытых источников Интернета

1) Клиент ВСЕГДА прав!

О как знакома ситуация, когда под эту фразу можно впихнуть оправдание всего - отсутствия понимания (знаний), воспитания (морали) или иных средств к продолжению отношений (даже иногда денег). Анархия 90-х пробудила в людях желание возрождать эту фразу из памяти при различных неуместных случаях. Первое, что приходит на ум: разъярённый покупатель и вжавшийся в плечи продавец, обманувший клиента.

Заранее опустим фактор преднамеренного обмана Продавцом(тут я вам не советчик). Давайте разберём причины и решения ситуации.

Клиент намеренно идёт на скандал. Он хочет прокричаться и самовыразиться в унижении себе подобных. Замечу, что эта фраза - последний аргумент, она вынимается как козырь из рукава, значит здравый смысл потух и близки крайние точки конфликта. Спокойно выясните, чем не устраивает товар или услуга и дайте понять, что будет по тем правилам, которые были оговорены заранее. Но ни в коем случае не меняйте тон, если вы выйдете на его уровень невроза - собеседник поймёт, что вам можно давить на страх и жалость, а потом будет жаловаться, что это вы начали скандал

Клиент может не знать простейших правил логики, физики и требовать невозможного. Что-то сбило его здравый смысл (см. абзац выше) или он НЕвнимательно прочитал предварительные условия. Обратите его внимание на пункты договора, контракта, техзадания для работы, райдер. В случае выявления ошибки с вашей стороны вы сможете найти компромисс по ценам или бонусам. Яркий пример мы уже разбирали ранее.

Хамство. Он не повышает голос, не проявляет открытых угроз, но в его словах сквозит провокация. Менее эмоциональная версия первого объяснения. Стирайте улыбку с лица и принимайтесь играть функционального робота. Либо клиент перейдёт в истерику, значит он к этому и вёл, либо он потеряет к вам всякий интерес.

Клиент... неплатёжеспособен. Именно это мы и разберём в следующем пункте.

В любом случае - он уже не ваш клиент, програмой лояльности вы его вряд ли задобрите, а те, кто намерен навредить, сделает это при удобном случае.

2) Вы сейчас сделайте специально для нас на заказ, а мы посмотрим на результат и заплатим, если нам понравится.

Из открытых источников Интернета
Из открытых источников Интернета

Как вы знаете из законов Парето, 80% заказов на этом "сливаются". Если вы уже опытный и известный на данном рынке - ваши работы и так известны, портфолио говорит само за себя. Если вы начинающий, имейте ввиду: критерий "нравится не нравится" используется только в борделе, так как он субъективен до бесконечности. Выясните подробно, в каком случае получаете деньги и возьмите предоплату в размере материалов.

И - нормальная практика закладывания подобного риска в стоимость.

На случай сомнений в платёжеспособности клиента существует процедура Договора безакцептного списания денег с расчётного счёта через банк.

Запомните. Серьёзные люди не склонны обмануть, их интересует результат, поэтому грамотно поставленный аргумент только упрочнит ваше содействие. Не бойтесь упоминать слово "деньги". Клиент - это объект бизнеса, доказавший свою платёжеспособность, а иначе он "Вероятный Заказчик"

3) Что тут делать-то? Работы на пять минут! Давайте дешевле

-3

Торг - дело святое, но не надо забывать о разумных пределах. Из каждой шкурки можно сшить и двадцать шапок, но что получится на выходе. Для тех клиентов, которых я знаю лично у меня был анекдот: "Чтобы корова побольше давала молока и поменьше ела - надо её поменьше кормить и побольше доить."

Если бы клиент мог сделать работу без вас и с вашим качеством - он бы давно сделал. Если бы ему предложили дешевле - он бы сделал определённую ссылку на конкурента или бы был у него. Но он выбрал ВАС.

Объясните слагаемые качества (условия, опыт работников, инструмент, накладные расходы) и ваша гарантия (то, за что он может переплатить в будущем у конкурентов).

Если вы сможете уступить 1 процент - значит можете скинуть и 20, клиент это прекрасно знает лучше чем вы (во всяком случае уверен). Но помните. Торг - финал сделки, а не её послевкусие!

4) Мы вам заплатили? Вы должны пойти нам навстречу!

Можно упомянуть лишь один признак клиента - платёжеспособность. Клиент это тот, кто платит, поэтому все дополнительные услуги подлежат дополнительной ... что?... правильно.

5) Да таких как вы полно!

-4

Согласитесь, фраза звучит, как обида. Обычно она бросается вслед обманутым ожиданиям, но... Ожиданиям НЕ качества товара, а ожиданиям цены.

Таких как Вы больше нет. Вы уникальны в своей сущности и ведёте деятельность на основании Уникального Торгового Предложения на рынке. Иначе - вам пора прочитать статью про диверсификацию бизнеса.

Если у клиента есть выбор - значит вы ему сиюминутно чем-то удобнее. Если он не ушёл, а кидает вам эту фразу - значит выбор не так и велик.

Кроме одного "НО". Если вы живёте на принципе "наш клиент от нас никуда не денется и без наших усилий" - вы обречены прозябать в гордыне и одиночестве.

6) Вы должны были понять, что подразумевалось совершенно другое!

Объявление в одном из торговых центров
Объявление в одном из торговых центров

Когда заключаются условия выполнения заказа, оговариваются все моменты. Закупается материал, ведутся исследования, вызываются специалисты. Никаких подозрений быть не должно - всё чётко оговорено.

Поэтому предвосхищения клиента о перемене его настроения или мировосприятия никто не закладывал. Все условия совпадают - извольте убедиться. Если вы сами не упомянули это условия сдачи заказа - извольте считать, что вы купили себе опыт за свой счёт. Правило действует в обе стороны.

7) ... Вы ничего не понимаете и неправильно ведёте свой бизнес!

Взято из открытых источников Интернета
Взято из открытых источников Интернета

Когда Клиент начинает учить как вести ваш Бизнес - он действительно Всезнающий и Проницательный Человек. Единственное, чего ему не хватает в Жизни это... вашей инициативы и расторопности. Именно Вы успели открыть этот Бизнес, а не он, но не настолько успешно, как в идеальной модели. Вежливо дослушайте, поблагодарите за опыт и отпустите восвояси, представляя шанс дать совет вашему соседу по торговле, своему соседу, лечащему врачу и всем политикам при разговоре с телевизором.

И помните единственную и правильную профилактическую модель подобных задач: "Ничто так не укрепляет веру в человека, как предоплата!"

Для тех кому понравилось или хочется продолжить тему манипуляций и психологических уловок - добро пожаловать ко мне на канал. Некоторые предыдущие темы:

КАК ОТЛИЧИТЬ ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ работы от "лёгкого заработка"

Десять признаков того, что вас троллят в Интернете.