Найти тему
Спорные мысли

Еще о конкуренции: АвтоВАЗ на рынке

Не так давно радовался "эффективным менеджерам" и тому, как они "эффективно" конкурируют друг с другом - в основном за счет кошелька покупателя.

Сегодняшняя новость: АвтоВАЗ предупредил о возможном изменении цен из-за падения рубля

Я плАчу! Я смеюсь и плАчу одновременно!

Идем на сайт АвтоВАЗ и читаем: уровень локализации производства LADA стал более 85%. Это новость 2017 года - сомневаюсь, что с тех пор уровень локализации упал. Грубо говоря, "Лады" - единственные автомобили, которые производятся в основном из российских комплектующих.

Фото: amigocar.livejournal.com
Фото: amigocar.livejournal.com

Млин, радоваться надо! Радоваться! что при падении рубля конкурентоспособность "Лад" резко вырастает как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Цены ниже, чем у конкурентов - продажи больше - выручка, а с ней и прибыль, растет. А издержки остаются на прежнем уровне, потому что все комплектующие производятся российскими заводами из российского сырья - по старым ценам.

Но эти "эффективные" радуются тому, что они смогут поднять цены "в соответствии с движением рынка".

Нет слов.

Для тупых (ну, то есть, для "эффективных"):

есть два способа увеличить прибыль:

  • или повысив норму прибыли
  • или увеличив продажи.

Для первого случая можно либо уменьшить издержки, либо повысить цены. При повышении цен автоматически уменьшается доля рынка - это если присутствует реальная конкуренция, а не монопольный раздел рынка. Уменьшение доли рынка запросто может не просто нивелировать выигрыш за счет роста цен, но и вообще понизить брутто-прибыль компании.

Во втором случае - для увеличения продаж можно либо вложиться в потребительские качества изделия (улучшив его рабочие параметры, сделав его более удобным, ну или красивым - на худой конец), при этом обязательно вложившись в рекламу; ну или банально понизив цену. Опять же, рост продаж совершенно необязательно отобьет те потери, которые случатся из-за уменьшения цены и, следовательно, нормы прибыли.

Это не вполне то, о чем идет речь - тут монопольное производство. Но все равно похоже: прибыль, так или иначе, есть произведение нормы прибыли на объем продаж. Рисунок: vuzlit.ru
Это не вполне то, о чем идет речь - тут монопольное производство. Но все равно похоже: прибыль, так или иначе, есть произведение нормы прибыли на объем продаж. Рисунок: vuzlit.ru

* * *

Хотите реальную историю - как действует рынок? Я пару таких уже рассказывал раньше, но вот еще одна.

В челночные годы моя тёща (на 1991 год ведущий инженер крупного НПО) подрабатывала, торгуя на рынке.

Сначала у неё всё было в порядке с мозгами, и она торговала всякой мелочевкой - платки, перчатки, шарфы - с минимальной накруткой. Буквально 20-25% от той цены, которую платила на оптовой базе. Иногда даже еще меньше, 10-15% накидывала.

Продажи шли - "на ура". Она вставала у входа на рынок, и продавала все свои сумки еще до обеда. Ну или сразу после. Купила холодильник, телевизор, новую газовую плиту. Нам деньги подкидывала. Единственное, что ей не нравилось - приходилось таскать тяжелые сумки: товара нужно было попросту много.

Фото: twitter.com Дивергент
Фото: twitter.com Дивергент

Ну и тётки-соседки по рынку на неё крысились: что ты, мол, так дешево продаешь! себе в убыток!

С кем поведешься - от того и наберешься.

"Умная" тёща решила, что она слишком дешево торгует. И подняла накрутку. Теперь она стояла на рынке весь день, и тащила сумки с нераспроданным товаром обратно. Выручки ей теперь хватало только на жизнь, ни о каких покупках речь уже не шла. Поскольку сумки с мелочевкой были тяжелыми, она перешла на торговлю кофтами и рубашками - они дороже при том же весе. Продажи упали еще ниже, и тёща начала залезать в "заначку", оставшуюся с прошлым лет.

Почему стало хуже? "да люди что-то плохо покупать стали, ни у кого денег нет, наверное. Мы теперь друг у друга больше покупаем, я у соседки, она у меня"

Зато сумки теперь легкие.

Зато таскать и туда, и обратно.

Ну и полная гармония с соседками по рынку.

Чем кончилось? Тёща вышла на пенсию, и засела на даче, растить кабачки и тыквы. На одной грядке (кто занимался огородничеством, уже меня понял).

* * *

Так вот, реальный менеджер - не "эффективный" - всегда ищет баланс между ценой и уровнем продаж, при котором максимизируется чистая прибыль.

А "эффективный" - радуется, что можно безнаказанно поднять цены, ничего не делая, просто потому, что цены будут вынуждены поднять конкуренты.

Ну что сказать... "Рынок", млин! (С) Лавров

Фото: yandex.ua
Фото: yandex.ua