Найти тему
RODIK+

Главные кино-смерти моего детства... (часть первая, 90-е)

Оглавление

Моё детство пришлось на 90-е, поэтому полный день перед телевизором мог пройти так: утренний повтор «Санты-Барбары», дневной просмотр кассеты «Интердевочки» или «Голубой лагуны» (пока бабушка дремлет) и вечер «Спауна» или «Хищника» с кучей трупов вдоль всего хронометража. В качестве полноценных участников в эту мешанину как-то умудрялись проникать советские и диснеевские мультфильмы, «Улица Сезам» и «Джунгли зовут». Если бы такое происходило сейчас, наше телевидение бы круглые сутки било в набат, призывая немедленно остановить реализацию «Доктрины Даллеса». Но в 90-е это было нормой. Не удивительно, что уже с ранних лет мне, например, не нужно было объяснять, что такое смерть. Я видел её ежедневно, и ясно видел чем отличаются смерти злодея и главного героя! Героя жалко, а злодея нет! Сегодня я вспомню самые важные «кино-смерти» из детства, произведшие на меня особое впечатление.

Муфаса

Сложно найти более травмирующую сознание ребёнка 90-х смерть, чем гибель Муфасы от когтей собственного брата Скара. Муфаса – это экранное воплощение идеального отца: заботливый, мудрый, успешный, уделяющий внимание своего отпрыску и спасающий его в самый опасный для последнего момент. В «Короле льве» уделяется много времени развитию отношений Муфасы и Симбы, поэтому гибель отца-льва воспринимается очень болезненно. Я почти всегда смотрел этот мультфильм со своим отцом, который всегда плакал над этим эпизодом не меньше моего, что придаёт ему ещё большую значимость.

Терминатор

«Т-2» был самым популярным фильмом среди детей 90-х. Вначале я хотел написать «одним из самых популярных», но сразу осознал, что это лукавство! Бывали случаи, когда на ДР одного из друзей вместо обычной развлекательной программы, включали «Т-2» , и все 10-15 гостей не отрываясь от экрана, смотрели кассету по два раза подряд. В «Т-2» есть всё, что необходимо для идеального боевика! Спустя почти тридцать лет, киноделы не только не смогли создать сопоставимый с ним экшн-фильм, но и изрядно отстали от уровня, заданного Джеймсом Кэмероном.

Тогда он ещё не знал, что будет шить шторы
Тогда он ещё не знал, что будет шить шторы

Детям свойственно наделять неживые предметы «душой», любить их ничуть не меньше, чем людей или животных, поэтому «смерть» Т-800 в конце фильма (вошедшая в золотой фонд мирового кинематографа) всегда производила на меня сильнейшее впечатление. Сдерживать слезы удавалось только в компании друзей, которые тоже чуть ли не рыдали, но крепились, чтобы не переживать насмешек… Тогда я не знал слова «катарсис», но это, блин, был именно он.

Мартин Брест

Вышедший в 1997 году, немецкий фильм «Достучаться до небес» быстро стал VHS-хитом на просторах нашей страны. Вероятно, что сложная тема, поднятая в фильме, не оттолкнула тогдашнего молодого зрителя, поскольку в сюжет были вплетены те элементы, к которым мы уже привыкли: стрельба, погони, классные машины, голые женщины, секс, чемодан с деньгами, потребление алкоголя и пр.

Спи  с миром, хороший кинематограф...
Спи с миром, хороший кинематограф...
"Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… О закате, который они видели… О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты?… Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там, наверху, тебя окрестят лохом."

А ещё и столь трогательный финал… Хотя, приученный к хеппи-ендам (пусть и плотно утрамбованными смертями), я до последнего надеялся, что Мартин найдёт лекарство от рака. Но «Достучаться до небес» оказался чуть ли не первым, по-взрослому разговаривающим со мной фильмом.

Джон Коффи

Пожалуй, нет более несправедливой смерти в моём списке, чем казнь Джона Коффи - чуда природы, который умер за грехи других людей. Жестокость Стивена Кинга (по его роману снят фильм) известна всем, кто открывал его книги, но даже по его меркам, убивать исключительно положительного героя - это перебор. Но драматургия порой требует от создателей идти в разрез с желаниями зрителей/читателей... Джон Коффи тому ярчайшее доказательство.

Как бы ты ни плакал, мы делали это сильнее...
Как бы ты ни плакал, мы делали это сильнее...

Леон

Я уже писал выше, что 90-е - это удивительное время, когда "Улица Сезам" и "Утиные истории" были столь же интересны маленькому зрителю, как "Интердевочка" или "Голубая лагуна", поэтому неудивительно, что "Леон" - фильм с "лолитовскими" мотивами завоевал такую популярность по всему миру. Боюсь, что в 2020 году он бы с трудом вышел в российский прокат (или с серьёзнейшими купюрами). Тем не менее, фильм мы смотрели часто, сопереживали юной Матильде, уважали Леона и ненавидели проклятого Стэнсфилда в исполнении Гарри Олдмана. Тем сильнее и трагичней одновременная гибель последних двух в конце фильма.

Хейтить можно тут