12 марта 1944 года на вооружение РККА была принята ИСУ-122 (на стадии разработки и испытаний объект 242) – тяжёлая САУ класса истребителей танков, созданная на базе танка ИС. Спустя месяц на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), началось серийное производство новой самоходки.
Конструктивно ИСУ-122 имела минимальные отличия от ИСУ-152. Эти две тяжёлые самоходки имели идентичную ходовую часть, трансмиссию, двигатель, бронекорпус, радиостанцию и электрооборудование. Главные отличия между двумя тяжёлыми советскими САУ заключались в вооружении, подвижной бронировки орудия и схемой размещения боезапаса, включавшего в себя 30 выстрелов.
Кроме того, ИСУ-122 оснащалась прицельными приспособлениями, которые были рассчитаны на большую (по сравнению с ИСУ-152) дальность прямого выстрела. Экипаж ИСУ-122, согласно штатного расписания, состоял из 5 человек (командир, наводчик, механик-водитель, замковый и заряжающий). Впереди (слева от орудия) располагались механик-водитель, затем наводчик, и позади – заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия.
Корпус ИСУ-122 был полностью бронированный, разделённый внутри на две части. Весь экипаж, орудие и боезапас размещались впереди – в броневой рубке, которая одновременно совмещала и боевое отделение, и отделение управления. Двигатель и трансмиссия устанавливались в корме машины.
Первоначально основным вооружением ИСУ-122 являлось 122-мм орудие А-19С. Пушка монтировалась в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия были защищены неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронированной маской, которая дополнительно выполняла функции уравновешивающего элемента.
Пушка А-19С имела ручной затвор поршневого типа, а потому скорострельность орудия была низкой – 1,5-2,5 выстрела в минуту. Введение в состав экипажа 5-го члена – замкового не только не решило проблему малой скорострельности, но и создавало дополнительную тесноту в боевом отделении самоходки.
Орудие А-19С имела расширенную номенклатуру боеприпасов – бронебойно-трассирующие снаряды (остроголовый и БР-471 и с баллистическим наконечником БР-471Б), осколочно-фугасные гранаты (длинная ОФ-471, короткая ОФ-471Н и стальная ОФ-462), а также бетонобойный пушечный снаряд Г-471.
Эффективная дальность прямого выстрела орудия ИСУ-122 по артиллерийским орудиям и огневым точкам составляет 1,5 км, а эффективная дальность стрельбы по бронетехнике – 2,5 км. Прицельная дальность стрельбы по скоплению живой силы составляла 4 км. На дистанции до 1 км бронебойный снаряд пробивал вертикально установленный броневой лист толщиной 150 мм, причинная обширные внутренние разрушения и повреждения обстреливаемой бронетехнике. Таким образом, ИСУ-122 мог уверено поражать со средней дистанции даже в лобовую проекцию всю немецкую бронетехнику, за исключением тяжёлых и превосходно бронированных САУ «Фердинанд/Элефант» и «Ягдтигр».
Обширный перечень осколочно-фугасных гранат и бетонобойный пушечный снаряд, входившие в боекомплект ИСУ-122, были эффективным средством разрушения элементов полевой фортификации и долговременных огневых точек, а также городских строений.
С лета 1944 года на ИСУ-122 устанавливали 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с боекомплектом в 250 патронов. Это мощное оружие отлично подходило и для борьбы против вражеской пехоты и даже для отражения воздушных атак. Весьма востребованным ДШК оказался при штурмах городов, когда требовалось ликвидировать вражеских бойцов, прятавшихся в среди развалин или засевших на верхних этажах зданий.
Основные ТТХ ИСУ-122:
боевая масса – 46 т; экипаж – 5 человек; вооружение – противотанковая нарезная пушка А19С калибром 122 мм и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК; мощность двигателя – 600 л.с.; скорость по шоссе – 35 км/ч; запас хода по шоссе – 220 км.
Габаритные размеры: длина (с пушкой вперёд) – 9,85 м; длина корпуса – 6,543 м; ширина – 3,07 м; высота – 2,48 м. Бронирование: фронтальная часть корпуса и рубки – 90 мм; орудийная маска – 100 мм; борт рубки – 75 мм; борт и корма – 75 и 60 мм; крыша и днище – 30 и 20 мм. Преодолеваемые препятствия: подъём – 40 градусов; высота стенки – 1 м; ширина рва – 2,5 м; глубина брода – 1,5 м.
22 августа 1944 года на вооружение РККА был принят модернизированный вариант самоходки – ИСУ-122С (на стадии разработки и испытаний – объект 249 или ИСУ-122-2). Главное отличие этой САУ от базовой модели заключалось в установке новой пушки Д-25С (модернизированный вариант А19), оснащенной полуавтоматическим клиновым затвором. Подобная пушка только в танковом варианте – Д-25Т устанавливалась на ИС-2.
Скорострельность ИСУ-122С составляла до 3-4 в минуту (в оптимальных полигонных условиях – 6 выст/мин). Баллистические показатели Д-25С были практически аналогичны А19С, за исключением прицельной дальности стрельбы по скоплению живой силы, которая возросла до 5 км. Кроме того, экипаж самоходки удалось сократить до 4 человек, исключив замкового. Высвободившееся место использовалось для размещения дополнительного боезапаса.
Изначально предполагалось, что ИСУ-122С заменит более ранний вариант самоходки, но вплоть до самого завершения Великой Отечественной войны выпуск обеих модификаций САУ шёл параллельно. Всего с апреля 1944 по сентябрь 1945 гг. было выпущено 1735 ИСУ-122 и 675 ИСУ-122С. Главными причинами снятия с производства самоходок ИСУ-122 стало общее значительное уменьшение объёма выпускаемой бронетехники в связи с победоносным завершением Второй Мировой войны. Кроме того, ИСУ-122 так и не показал заметного и значимого превосходства над ИСУ-152 над своим базовым танком – ИС-2.
На базе ИСУ-122 были созданы несколько экспериментальных образцов, которые в силу различных причин не были запущены в серийное производство. В июне 1944 года был создан «объект 243» – ИСУ-122-1. Этот опытный образец был вооружён длинноствольной 122-мм пушкой БЛ-9 с горизонтально-клиновым полуавтоматическим затвором и без дульного тормоза. Полный цикл полигонных испытаний ИСУ-122-1 завершился в мае 1945 года, когда надобность в серийном выпуске данной САУ уже отпала.
Уже после завершения ВОВ – в июне 1945 года на испытания поступила ИСУ-122БМ (объект 251; иначе – ИСУ-122-3). Эта опытная САУ вооружалась длинноствольной 122-мм пушкой С-26-1 имевшей баллистику 130-мм морского орудия Б-13. Надобность в этой самоходке на момент создания прототипа также отпала. Кроме того, конструкторам так и не удалось довести до требуемых параметров экспериментальное орудие, ствол которого имел низкие показатели живучести.
Тогда же – в июне 1945 года завершились испытания ИСУ-130 (объект 250) – тяжёлой САУ, вооруженной орудием С-26 (адаптированный для бронетехники вариант 130-мм морской пушки Б-13). По степени огневой мощи ИСУ-130 превосходила все тогдашние советские серийные тяжёлые САУ.
Однако длинный (почти пятиметровый) ствол самоходки часто утыкался в грунт при передвижении на пересечённой местности, а также мешал маневрированию в городских условиях на узких участках маршрута. Кроме того, 130-мм калибр несвойственный сухопутным войскам сулил в будущем сложности со снабжением боеприпасами частей, укомплектованных ИСУ-130.
После завершения Второй Мировой войны ИСУ-122 несли службу в рядах советской армии более пятнадцати лет. С конца 1950-х гг. самоходки данного типа стали повсеместно разоружать и переоборудовать в тягачи. В ноябре 1962 года на вооружение был принят тяжёлый эвакуационный тягач БТТ. Он был создан на базе переоборудованной ИСУ-122 и существовал в двух модификациях – БТТ-1 и БТТ-1Т. Также до начала 1960-х гг. САУ ИСУ-122 и ИСУ-122С состояли на вооружении бронетанковых частей Войска Польского.
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...