Найти тему
Музыка для моих Ужей

Позёрство в музыке. Музыкальные понты

Оглавление

Как часто приходится читать музыкальные "рецензии" подобного рода: «гитарист в тяжелейших условиях с удивительной легкостью сыграл «Caprici Di Diablo» Ингви Мальмстина, одно из самых сложных произведений гитарного виртуоза». Или недавно я где-то прочёл: «Музыкант показал изумительную для своего возраста технику, хотя в его теппинге и флажолетах чувствуется неуверенность».

Чего, блин?

Вот такими отзывами, убивая музыку как искусство, критики поощряют ту разъедающую молодые таланты язву, о которой мы сегодня и поговорим, а именно: музыкальное позёрство, или музыкальные понты. Позёрством я называю то, когда так называемые «шреддеры» (от анг. shred - стиль игры на электрогитаре, главной особенностью которого в значительной мере являются быстрые гитарные соло), чтобы «блеснуть техникой», — как это говорится в среде музыкантов, играют произведения, специально для этой надобности написанные: вещи с пассажами, особо трудно исполнимыми или по быстроте, или по каким-нибудь другим техническим изыскам. Но главным образом по быстроте: играть быстро, молниеносней всех других — это гордость, слава и задача музыканта.

Позёрство проявляется практически на всех инструментах, но особенно - на гитаре. Существует и вокальное позёрство, но здесь я должен несколько оговориться, — иначе я могу обидеть не только среди музыкальных специалистов, но и меломанов.

Я хочу поговорить о том надоевшем гитарном позёрстве, которое процветает в современном музыкальном мире - понты, которые мучают слушателя, радуя только разве что других музыкантов и гитарных преподавателей.

Доказывая музыкальную несостоятельность в большинстве случаев игры виртуозов, я хочу подать руку помощи тем глубоко несчастным любителям музыки, которые, глубоко тая в душе сильнейшие сомнения относительно доброкачественности предлагаемого им продукта, вынуждены аплодировать происходящему.

-2

ЦЕЛЬ ИСКУССТВА

В этой статья я не собираюсь распространяться о том, что есть искусство и какую цель оно преследует. Просто скажу, что проворность технического исполнения ее, сопровождаемая более или менее неприятным звукоизвлечением, не может стать целью искусства - по этой логике и цирк может стать отделением консерватории. А так как задача виртуозных гитарных пиликальщиков, по сути, состоит в том, чтобы "потрясти толпу" своей техникой, то и вся деятельность их не может называться музыкой - лишь «музыкальным позёрством». Что мы и попытаемся доказать.

ТЕХНИКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ

Вы знаете, какой замечательный, полный, певучий звук может дать хороший старый Gibson. Но кроме этого саунда из той же гитары можно извлекать ещё кучу всякой дряни. Первый из них - флажолет - получается, когда гитарист слегка, не нажимая, прикасается пальцами левой руки известных точек струны; второй вид второстепенных звуков образуется при т.н. теппинге - игре на гитаре как на фортепиано, без медиатора.

-3

Оба этих звука имеют мало общего с обыкновенным гитарным звучанием: флажолет похож на жидкий писк немытой свиньи, а теппинг напоминает проезд по радужной размазне в бензиновой луже. Казалось бы, раз можно из хорошей гитары извлекать адекватный саунд, то не может быть музыкальной потребности стараться получить из того же инструмента невнятное чавканье, и потому, казалось, следовало бы гитаристам избегать игры флажолетов и использования теппинга, превращающих хорошую гитару в жирного хряка или фортепиано.

И правда, музыкальной надобности для подобного извращения гитары нет и быть не может, но имеется, увы, и другой фактор, ничего общего с музыкой доселе не имевший, который как раз таки и требует для своего проявления именно флажолетной и теппинговой техник.

Дело в том, что при игре подобным образом ноты очень трудно чисто извлекать из инструмента, особенно если вы собираетесь делать это быстро. А игра двойными флажолетами, или теппинг с переменой струн — вообще очень трудная задача. Поэтому выдающиеся гитарные понторезы, стремясь "зажечь" перед публикой (как и перед своими коллегами по цеху), избирают для живого исполнения не хорошие музыкальные темы, а те отвратительные штукарские произведения, в которых все данные выкрутасы обитают - и чем больше, тем лучше.

Представьте, вот вы идете на концерт, хотите услышать музыку, жить и чувствовать влиянием её - так жить и так чувствовать, как никогда прежде. В вашей голове бродят отрывки из стихотворения Алексея Толстого «Он водил по струнам»:

И так билося сердце тревожно,
Так ему становилось понятно
Все блаженство, что было возможно
И потеряно так безвозвратно...

И вдруг вместо этого: набор флажолетов, теппинг, даунстроки, слэп, фингерстайлы, тачстайлы и прочие "стайлы", бессмысленные соло во все стороны... и в который раз на вас обрушивается весь давно вам надоевший гитарный выпендреж. Стоишь и не знаешь, чему больше удивляться: терпению и наивности слушателей или наглостью стоящего на сцене понтореза.

ЦЕХОВОЕ ХВАСТОВСТВО

-4

Но что, спрашивается, побудило гитаристов, оставив музыку и искусство, взяться за истязание слушателей этим подобием музыки? На это ответить несложно: их побудило к этому «цеховое хвастовство». Поясним примером:

Представьте - два столяра стали состязаться в умении работать: один - сделал стул за два часа, другой - сделал стул не только за меньшее количество времени, но и еще орудуя одной только левой рукой, рассчитывая на всеобщую похвалу со стороны своих коллег: смотрите, он побил рекорд столярной ловкости! Такого рода состязания в проворности телесной или умственной между людьми одной профессии являются тем, что я называю «цеховым хвастовством». При таком производственном соревновании цель работы (сделать стул) отходит на второй план, главной же является демонстрация своей собственной выучки.

Примеры цехового хвастовства можно найти везде, но смысл его всегда остаётся тем же. Спортивные ли это соревнования или игра в шахматы вслепую - не важно.

Цеховое хвастовство показано в "Мёртвых душах" Гоголя и выражено в ответе Ноздрева своему зятю, когда тот сказал ему, что «все-таки» капитан его обыграл:

Нет, вот попробуй он играть дублетом, так вот тогда я посмотрю, я посмотрю тогда, какой он игрок!

А саркастичная гитарная виртуозина скажет: «так то не трудно сыграть, а попробовал бы он эту тему даунстроком сыграть, тогда бы все увидели, какой он гитарист».

«Цеховое хвастовство» лежит в основе серьёзной части музыкальных произведений, самые сложные из которых написаны самими же музыкантами-ловкачами. Сложнейшие скрипичные пьесы написаны самим же Паганини. И цель его ясна: сразить проворностью своих пальцев других скрипачей, "показать им". «А не сыграете ли вы эту мою вещичку, м-м-м? Сам-то я её осилю, а вот вы как»?

УСЛОЖНЕНИЕ ПРОСТОГО И КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

-5

Конечно же, для выступления подходит только вещь технически трудная, легкая же вещь, какой бы она ни была крутой, для исполнения не годится: никакой шреддер не станет с ней позориться. Ему нужна вещь адски сложная. Отсюда, в угоду виртуозов (чаще самими виртуозами) переделка легких музыкальных вещей на трудные посредством разжижения разными арпеджиями, хроматическими гаммами, флажолетами и т. п.

В классической музыке подобным делом любил заниматься Ференц Лист, называя это почему-то не аранжировкой, а "деранжировкой" (derrangement), а Милий Балакирев бессмысленными арпеджио испортил «Жаворонка» Глинки для фортепиано, прелесть которого заключалась именно в его простоте.

Если бы музыканты только друг перед другом проявляли свое цеховое хвастовство, да я бы слова против этого не сказал, лишь бы это оставалось между ними. Пусть себе друг перед другом хвастаются собственным гитарным "поливаловом". Но вот беда: они выходят со своими двойными флажолетами на сцену и записывают музыку...

Столяры могут сколько угодно состязаться между собой в своём профессионализме, работая, например, только одним молотком, но что скажет покупатель, если бы ему вместо нормальной мебели предложили ВОТ ЭТО?..

-6

Но столяры подобным, к счастью, не занимаются - этим занимаются гитаристы.

ВЫВОДЫ

-7

Прочтя мою статью, вы наверняка спросите: «Так получается, что техника не нужна?» Нет, техника нужна. Но не следует обращать средство в цель, «показывая» слушателям никому ненужную технику. Техника, как средство для исполнения музыкальных произведений, нужна, но только как средство и только та техника, которая действительно предназначена служить истинной музыке, а не «позёрству».

А теперь обещанный мною ранее фокус: этот текст был написан Н.Г. Тепловым в 1904 ом году и был посвящен "акробатсву в музыке" в среде фортепианных и скрипичных академических исполнителей. Текст я переписал, сократил и немного адаптировал под современные реалии, но суть осталась той же.

За 120 лет ничего не изменилось, не так ли?

Использованные изображения:

2 Изображения Free-Photos, изображения Céline Martin, Steve Buissinne, Yerson Retamal, Selling of my photos with StockAgencies is not permitted с сайта Pixabay