Найти в Дзене

О немолодых людях, начинающих рисовать.

Человеку уже за сорок. Все школы пройдены. Дети выращены. Друзья давно разбежались по семьям, отношения с друзьями как-то вымерзли. Профессия наскучила. Облетела вся шелуха. Но остались чувства, причем иногда острей и сильней, чем в юности.

Многие люди в этот период, когда «после сорока жизнь только начинается», хотят рисовать. Потому, что многое улетело, но осталась мечта, которая… зовет его в мир искусства. Какое-то впечатление, сильное эстетическое переживание, увиденная когда-то картина, манера, жанр, которые когда-то сильно повлияли на человека, задели его чувства, позвали за собой, наполнили и вызвали желание выплеска, породили потребность художественного высказывания.

И он приходит к учителю. Зачем? Ведь можно рисовать и дома. Но он хочет сделать хорошо, и приходит, в основном, за получением метода (способа действия), а что ему надо, он знает. Тут педагогу очень важно проявить деликатность. Ведь не у всех развит вкус, не все начитаны и насмотрены. Но уже обременены идеей. Нуждаются в творческом «родовспоможении». Нужно не воспитывать его с порога, не обидеть. Нужно помочь. Ведь он встал на путь творения, созидания нового. Он в своем желании более прав, чем любой критик и знаток искусства.

-2
-3
-4

Первое, что очень важно - вместе определить промежуточные цели на пути к результату. Мои первые вопросы к новому ученику: Что Вам нужно в вашей будущей картине? Что Вам нравится в любимых образцах искусства? Каково предназначение Вашего будущего произведения?

Начинающему художнику нужно помочь артикулировать его интерес. Ему нравится импрессионизм? Надо выяснить, - чем? Приемом? Колоритом? Композиционным принципом? Ему нравится лавандовое поле? Что в нем прекрасно? Нравится Ван Гог? Чем зацепил? Манерой, цветом, композицией или общей декоративностью? Надо расшифровать вместе «атмосферность» любимых образцов. Хочется написать любимые места детства? Надо найти лучшее состояние времени года или времени дня, наиболее подходящего для написания любимого ландшафта, выбрать технику исполнения. Но главное, - помочь человеку оценить свои силы.

На этом этапе сразу отсеются неадекваты. Их надо мягко направить в магазин за методическим пособием «Как управлять Вселенной, не привлекая внимания санитаров».

Итак, если человек, впервые взявший в руки кисть, не собирается сразу в Союз художников России, если в прошлой жизни он не был Микеланджело, и если он не просит педагога влезть к нему в правое полушарие и повернуть ключик, можно работать!

В лавандовых полях (пусть их!), влюбленных силуэтных парочках в тени аллей (пусть их!), речных пейзажах с рыбачком (простим!), можно найти повод для роста, учебы и постижения прекрасного. А вкус воспитывается не сразу, он развивается, как слух.

Публикую работы взрослых учащихся студии. Выполнены с фотографий. В каждой из них решена куча задач для начинающих. Колористические. Пространственные. Композиционные. Но для педагога это не результат. До работы с натуры надо еще дорасти, как студентам-медикам надо пройти через прозекторскую, прежде чем приступить к лечению живых людей. Правильные творческие задачи начнем ставить и решать, когда у нас в руках будут инструменты для «хирургии» – освоенные техники, приемы и базовое владение изобразительными средствами.

-5
-6
-7

-8
-9
-10
-11

Это только начало пути. В плавание, оттолкнувшись от мостков вкусовщины. Но! Все реки впадают в МОРЕ!