Найти тему
SYW MUSIC музыка и медиа

Как музыканты понимают дирижера и зачем он нужен, если и без него все понятно?

Оглавление

Добрейшего дня, всем дорогим подписчикам и просто попутным гостям канала!

У меня на канале уже давно пользуется популярностью тематика в стиле "А зачем музыканты..", что вполне обоснованно. В музыкальной сфере существует множество свои нюансов и секретов, которые кажутся простыми, но одновременно требуют некоторого разъяснения для общего понимания.

Итак, здесь речь пойдет о дирижерах. Оказывается, это один из самых популярных вопросов о музыкантах в поисковике:

Действительно, что это за мужик, который машет целому оркестру и нужен ли он вообще?

Правда в том, что оркестр сам знает, что играть и без дирижера, все партии заучены и отрепетированы до идеала так, что музыкант в неосознанном состоянии может сыграть свою партию.

Очень часто в фильмах нам показывают комедийную версию дирижера, который случайно машет рукой и палочкой, а у оркестра получается невероятно потрясающая музыка. Это все смешно, но в действительности это так не работает.

А как работает?

Маэстро дирижер Густаво Дудамэль
Маэстро дирижер Густаво Дудамэль

Собственно, дирижер обладает серьезными психофизическими навыками. Нет, не телепатия, а четко отлаженный механизм управления десятками музыкантов.

Работа дирижера делится на 2 основных пункта:

1) Тактирование - управление темпом и метром произведения. (Техническая часть)

Тактирование
Тактирование

2) Дирижирование (выразительное и образное) - психофизическое воздействие.

-4

То есть, дирижер управляет оркестром условными знаками известными музыкантам, которые регулируют динамику и многие другие нюансы самого звукоизвлечения.

Каждая группа оркестра садится в четком распределении и одним взглядом дирижер показывает когда вступать той или иной группе.

Японский дирижер Казуки Ямада
Японский дирижер Казуки Ямада

Да, музыканты знают когда им вступать, но дирижер имеет право внести некоторые кратчайшие изменения в произведение(что, в принципе, может обговариваться заранее), на что группа обязана соответственно реагировать.

При больших оркестрах возникает проблема отчетливости звука в самом оркестре. Могут возникать резонансы, которые не позволят всем участникам оркестра отчетливо слышать партии других музыкантов, что может привести к некоторым накладкам, которые недопустимы в таком деле.

Дирижер это словно джойстик за компьютерной игрой, где каждый работает по отточенному алгоритму, но управляет один человек.