Обычно хранящиеся под замком и недоступные для широкой публики документы все же иногда демонстрируются в Капитолийских музеях Ватикана.
Его секретные архивы всегда вызывали любопытство - как ученых, так и простого населения. Бесценные документы охватывают более чем тысячелетний период, от 8-го века до современности, и включают в себя множество исторических персонажей, в том числе и правителей Азии.
Письмо Папы Римского седьмому Далай - Ламе Кэлса́нг Гьяцо́ (1708-1757 гг.)
Об истинных масштабах глобального влияния Ватикана, даже с относительно ранних времен, свидетельствует письмо XVIII века, отправленное Климентом XII седьмому Далай - Ламе. В нем папа вежливо просит разрешить миссии европейских монахов проповедовать в Тибете, и, как таковое, письмо также представляет собой развивающуюся позицию межконфессиональной терпимости в Ватикане.
На рубеже 30—40-х годов католическая миссия добилась определённого успеха. Но на этот раз, миссионеры переусердствовали. Хотя первоначально Далай - Лама Кэлса́нг Гьяцо́ приветствовал их и даже разрешил построить церковь, в конце концов, миссия провалилась и в 1745 году капуцины были изгнаны из страны.
Решение Ватикана обосноваться в столице, в конечном счете, оказалось слишком амбициозным. А новообращенные стали отказываться подчиняться ламам. И без того нестабильные отношения между ламами и миссионерами стали сдержанно враждебными, и было достаточно одной искры, чтобы прогремел взрыв.
И он прогремел в тот момент, когда один из новообращенных публично отказался преклониться перед Далай-ламой, а другой обращенный отказался произносить мантру. В ту же ночь негодующая толпа из четырехсот монахов пригрозила правителю бунтом, если тот не выгонит христиан из города. Последовал судебный процесс, на котором двенадцать христиан были приговорены к двадцати ударам плетью по задней части ног выше колена (пятьдесят ударов считались смертельным приговором). В итоге, все они стали калеками.
Отцы капуцины были вынуждены закрыть свою миссию. Не успели они покинуть город, как толпа вломилась в часовню и разрушила ее. Не осталось ничего кроме колокола.
Хоть миссионерам и удалось обратить в свою веру лишь небольшое число молодых людей в Лхасе, но это спровоцировало конфликт со старейшинами. В конце концов, монахи покинули Тибет и перебрались в Непал, где тоже были вынуждены сдаться. Очевидно, они недооценили глубокую убежденность буддистов и индуистов Азии – отсюда и ограниченное распространение католицизма на Востоке, несмотря на его неограниченный охват.
Письмо от Главной вдовствующей императрицы Китая Елены Ван
Тем не менее, не все католические миссии на Востоке были столь глубоко неудачными. В Китае, например, иезуиты смогли обратить в свою веру даже Главную вдовствующую императрицу Ван, даровав ей в 1648 году христианское имя Елена.
Это обращение было фактически частью более широкой стратегии распространения христианства через Китай, начиная с самого верха. Служившему при дворе Чжу Юлана австрийскому иезуиту Андреасу Вольфгангу Коффлеру удалось в 1648 году окрестить не только Вдовствующую Императрицу Елену Ван, но и мать Императора Марию Ма, Императрицу Анну Ван и наследника престола Чжу Цусюаня, ставшего в крещении Константином (Дандин). Многочисленные придворные также приняли крещение.
Исторически иезуиты были более организованными, чем другие миссионерские группы, и на них можно было положиться в осуществлении таких планов. Когда иезуитский священник Андреас Коффлер прибыл в Китай через современный Вьетнам, несколько ключевых фигур Южной династии Мин уже были обращены его коллегами.
К несчастью для Церкви, соперничающая династия Цин была неумолима в своей кампании по уничтожению двора Юнли, и последние были вынуждены скрываться. Именно в это время Елена лично написала папе Иннокентию X.
Ее изящное письмо, написанное в 1650 году на шелке и свернутое внутри бамбуковой трубки, украшенной черным драконом, выражало ее преданность Иисусу Христу и убеждало папу послать в Китай больше иезуитов для помощи в борье против цинских завоевателей. Она также просила его ходатайствовать перед Богом от ее имени, чтобы обеспечить защиту ее семьи в изгнании. Письмо было передано гонцу, который вернулся с ним в Рим. Однако к тому времени, когда он достиг Ватикана, Папа Иннокентий X был уже мертв. А к тому времени, когда гонец вернулся в Китай с запиской от Папы Александра в 1659 году (который, кстати, так и не пообещал помощи), главная вдовствующая императрица Елена Ван умерла, а династия Цин утвердилась на престоле.
Читайте первую статью из цикла «Архив Ватикана» - «Оказывается Галилея судили не за его теорию, и о чем просил папу Генрих VIII? Завеса тайн Ватикана приподнимается».
Если Вам понравилась статья, порадуйте лайком и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новый мини-рассказ о рассекреченных документах Ватикана.