Найти в Дзене

Как приучить ребенка к порядку: анализирую 3 рекомендации психологов и рассказываю, работают ли они в нашей семье

Оглавление

Что такое порядок? По-моему, это когда у каждой вещи есть свое место и она лежит именно там, где должна. Кто-то когда-то, чтобы отбиться от нападок педантов, придумал словосочетание "творческий беспорядок".

https://pixabay.com/ru
https://pixabay.com/ru

Вроде бы, всё. Нашли оправдание, теперь можно не задумываться о порядке-беспорядке. Но лишь до тех пор, пока не зарастешь в пыли и разбросанных носках, колготах и так далее.

В этот момент любой взрослый возьмет себя в руки. Хотя нет, не любой. Это мнение психологов. А лишь тот, кто в детстве узнал, что такой чистота и порядок. Не зря говорят, все наши проблемы родом из детства.

Так как же сделать так, чтобы наши дети узнали, что такое порядок? Познали его преимущества, а значит, в будущем вообще смогли его применить?

Ведь часто внешняя неразбериха порождает внутреннюю) Или наоборот, скажут перфекционисты.

Рекомендация 1. Личный пример и формирование понятия о порядке

Сейчас уже сложно определить, кто из психологов разработал эту рекомендацию. Кто-то приписывает ее формулировку Аристотелю, кто-то Платону, кто-то Сократу.

Чтобы прочувствовать этот совет, зададимся парочкой вопросов:

1. Если не показать ребенку свой собственный пример, стоит ли ждать вообще какой-то ответной реакции?

2. А если пойти дальше в рассуждениях - имеем ли мы моральное право требовать от ребенка порядка, если сами не умеем его создавать?

3. Ребенок всегда найдет аргумент для спора, просто произнеся: "А ты?"

Мне кажется, что эта рекомендация самая сложная. Но она же и самая результативная на практике. Это связано с тем, что "А ты?" - это не только личный пример родителя, но еще и формирование понятия о порядке вообще.

https://pixabay.com/ru
https://pixabay.com/ru

Только представьте себе ситуацию. Мама рассказывает ребенку, что вещи после школы нужно разбирать по местам.

А сама свои платья, блузки и так далее разбрасывает где придется.

Аргументы "я торопилась" или "это и есть место для этих вещей" ребенок обязательно запомнит и в будущем применит против нас.

Рекомендация 2. Повторение - мать учения

Современная педагогика установила, что о сформированности у ребенка понятия о порядке можно говорить лет с 5-6.

Зацикливаться на кристальной чистоте и порядке - это тоже, по-моему, крайность в отношении детей. К примеру, стихия моих детей - это специальным образом организованный хаос.

Их внимание еще не устойчиво, потому я предпочитаю не агрессировать. Чтобы сгладить хаос детского возраста, и придумана эта рекомендация.

Повторять одно и то же не любит никто, но чтобы выработать привычку, нужно время. Так что я запасаюсь терпением, помня, что вот-вот и сработает. И это, действительно, работает.

Рекомендация 3. "В поисках стимула"

Самый очевидный стимул - это совместное наведение порядка. У нас - родителей - часто не хватает времени на то, чтобы "творить порядок вместе с детьми". Иногда получается, и то хорошо.

Скажу по своему опыту, что проще всего эта рекомендация работает, если в семье не один ребенок. Тогда детки соревнуются друг с другом в наведении порядка.

Когда-то со старшей дочерью мне пришлось наводить порядок играя. У дочки была игрушка - пчелка Мая. По легенде, игрушечная пчела не могла уснуть, пока все игрушки в комнате не рассаживались по своим местам.

Легенда у нас появилась, когда Кате было ближе к шести. Мы уже начали ходить в предшколу, и стало очевидно, что понятия о порядке, личного примера и опыта мало. Нужен был стимул. И мы его нашли. Им стала игра.

Некоторые в качестве стимула выбирают денежное поощрение, которое тоже может работать. Но в этом случае, психологи советуют, параллельно уделить внимание финансовой грамотности ребенка соразмерно его возрасту.

Резюмирую

Все дети разные, поэтому эти три рекомендации нужно поворачивать к каждому ребенку индивидуально. Но все три совета у нас в семье работают.

Хотя все же есть одно "но". У меня трое детей, и я могу утверждать, что все же есть дети, для которых эти рекомендации работают только условно. Упрямство, специфика характера ребенка и много других факторов, могут влиять на отношение к порядку.

Кому-то он просто не нужен. Но для меня как для родителя важно, дать ребенку из чего выбирать. А выбор не возможен, если все "переменные" в "уравнении-порядок" неизвестны.