Найти тему
Суднева: блог учителя

Законопроект об особом статусе учителя: почему никто никому ничего не должен

Оглавление

В статье хотела бы рассказать о своём отношении к этому законопроекту, поделиться ссылками на официальные документы, которые уже сейчас неплохо справляются с защитой педагогов, и подробно объяснить, почему никто никому ничего не должен.

Подписывайтесь в Telegram, чтобы не пропускать новые статьи. @sudneva
Подписывайтесь в Telegram, чтобы не пропускать новые статьи. @sudneva

Никто никому ничего не должен: ни детям, ни родителям, ни учителям. Должны только себе.

Когда я писала короткую статью "Детей нужно учить, что никто никому ничего не должен", даже не думала, что она произведёт эффект разорвавшейся бомбы. Хотя я всего лишь процитировала С. Л. Соловейчика. Его же словами закончу статью.

Долг - это обязанность. Когда родители или окружение на личном примере показывают ребёнку, что защищать, учиться и помогать - это хорошо и приятно, то ни о каком долге как обязанности можно не говорить. Потому что для маленького человека все нравственные нормы становятся естественным, а не навязанными.

Дети ничего не должны родителям.

Когда двое взрослых людей отдаются любви, а потом на протяжении 9 месяцев следят за тем, как развивается их ребёнок, они ни разу не интересуются его мнением о происходящем. Родить ребёнка - это только родительское решение и желание.

Однако сразу после рождения ребёнок становится "должен" всем. Быть милым и спокойным, не плакать, любить учиться, любить делиться со всеми, убирать свою комнату, любить читать, быть успешным и знаменитым, обеспечивать старость родителей и подчиняться их воле. Не проще ли завести прислугу для всего этого?

Он должен соблюдать правила, чтобы не вырасти хамом и моральным уродом. Нет, не должен!

Случай из жизни.
Мы с мамой едем в трамвае. Она аккуратно поднимает меня с места и обнимает, прижимая к себе. На освободившееся сиденье почти падает женщина.
"Я хочу сидеть!" - почти кричу пятилетняя я.
"Смотри, как плохо чувствует себя эта женщина. Какие у неё тяжёлые сумки. Ей сейчас сложно, как бывает мне, когда я еду домой после работы, а никто не уступает мне место", - спокойно шепчет мне на ухо мама.
Поворачиваю голову. Женщине нехорошо, но на лице уже нет того напряжения, которое было несколько секунд назад. Сумки стоят в ногах, а она сама расслабилась.

Должна ли я уступать место? Нет! Я хочу уступить место, потому что это приятно, когда делаешь жизнь другого человека чуть легче. Впервые я чувствую радость за другого и пронесу это ощущение через всю жизнь. А могла бы не уступить, но тогда и ощущения радости не было бы.

Я хочу учиться, потому что это интересно. Я хочу подрабатывать летом, чтобы маме было легче, а я смогла бы сама купить себе новый телефон. Я хочу делиться с друзьями, потому что тогда они делятся со мной. Я хочу поступать в вуз, потому что работа уборщицей, курьером, менеджером и официанткой - это не так здорово, как я думала. Я всё это хочу, а не должна.

Я хочу ухаживать за своей мамой, когда у неё находят рак в последней стадии, потому что люблю её. И хочу сделать её последние дни самыми яркими и приятными, уменьшить её боль, страхи и мучения. И никакого долга не было. Только искреннее желание быть рядом с любимым человеком.

Родители ничего не должны своим детям.

Мы с мужем решили стать родителями. Жизнь кардинально изменилась, но это наше решение, следовательно, наша ответственность. Если я не буду ухаживать за ребёнком и обеспечивать его безопасность, то органы опеки быстренько заберут у меня его. Но тогда зачем было рожать, да? Поэтому я буду ухаживать и обеспечивать безопасность.

Я не должна ходить с ним на прогулки. Но я хочу, потому что только на улице он может бегать и скакать на свежем воздухе, становясь сильнее.

Я не должна отмывать краски и пластилин со всех поверхностей после наших с ним игр, но я хочу, чтобы его мелкая моторика развивалась. Знаю, как это понадобится потом, когда он начнёт учиться.

Я не должна читать ему книги. Но я хочу, чтобы книга была его другом, поэтому читаю вместе с ним. А иногда и просто рядом, когда он чем-нибудь занят. Я потом помою пол или посуду, а сейчас пускай увидит, что мама или папа читают, а не уткнулись в экран мобильного телефона. Он с интересом рассматривает наши книги, перелистывает страницы, разглядывает буквы.

Я не должна учить его делиться, но я подыгрываю ему, хвалю и улыбаюсь, когда он протягивает мне кусочек своего лакомства и наблюдает за моей реакцией. Надеюсь, в будущем ничего не изменится и желание принести радость другому останется с ним навсегда.

Я не должна ему объяснять происходящее, но мне проще и легче поговорить с ним (1 год и 11 месяцев) при входе в магазин, чем успокаивать потом. Поход по магазину после таких разговоров - это игра, в которой он помогает маме собрать продукты в сумку.

Я не должна учить его убирать свою комнату. Мы сейчас делаем это вместе, когда ложимся спать. Он иногда мне помогает и радостно носит свои машины в "гараж", а мелки в коробочку. Протирает стол салфеткой и сам кладёт одежду на полку.

И я до бесконечности терпелива, когда он раз за разом пытается сделать что-то без моей помощи. И готова прийти на помощь ровно в тот момент, когда он о ней попросит. Но никогда не буду делать что-то за него, потому что это быстрее и проще для меня.

Да, я могу включить мультики на целый день и расслабиться. Но я чётко понимаю, чем это обернётся в будущем. Поэтому телевизор у нас почти не работает.

Когда я приняла решение стать мамой, я автоматически приняла ряд решений изменивший мою жизнь. Это не долг. Это моё желание. Поэтому я не понимаю людей, которые указывают ребёнку: "Мы тебя родили, мы тебя воспитывали, мы тебе игрушки покупали!" И требуют, требуют, требуют.

Наш ребёнок - это личность, а не наша финансовая подушка на старость. Если он к 16-18 годам уже сможет сам себя обслуживать в бытовом плане и обеспечивать в финансовом, то мы будем счастливы. Но абсолютно счастье наступит тогда, когда он найдёт своё место в этом мире. А пока мы окружаем его заботой и поддержкой, учим контактировать с окружающим миром и жить в гармонии в ним.

Учителю никто ничего не должен.

5 лет назад эта мысль прочно засела у меня в голове. 2015 год.
5 лет назад эта мысль прочно засела у меня в голове. 2015 год.

И абсолютно то же самое происходит с учителями. Нам никто ничего не должен.

Случай из жизни.
Я окончила школу. Сама отнесла документы в педагогический вуз. Отучилась там пять лет. Прошла практику в школе. Пришла после окончания вуза в школу, послушала про условия труда. Подписала документы и вышла на работу.

Где здесь долг родителей и детей перед учителем? В каком месте они повлияли на мой выбор? Почему они должны меня любить и превозносить?

По-моему, давно пора признать, что это обычна профессия. Учитель - это не небожитель, не святой, не герой и не жертва. Это человек, который сам выбрал свой путь. Каждый из нас сам пришёл в школу, увидел свою нагрузку, увидел условия труда, увидел зарплату и принял решение остаться.

Как только мы подписываем договор (по собственному желанию), мы обязуемся выполнять определённые действия. Даже те, которые нам не очень приятны. Но такое происходит во всех профессиях. Дворнику, наверное, тоже не очень нравится убирать снег, но это его обязанность.

Я сейчас говорю только за себя. Когда не получалось справиться с классом, я шла за поддержкой и опытом к другим учителям, к администрации, обращалась к литературе и методическим статьям.

Не дети должны вести себя тихо на уроке, а это я должна так работать, чтобы у детей не возникало ни малейшего желания отвлечься и поговорить. Не родители должны привить любовь к книгам, а я должна показать, что мир литературы - это интересно. Не мне должны, а я должна сама себе.

А если после всех принятых мер у меня бы ничего не получилось, то я бы сразу написала заявление об увольнении, потому что не справляюсь с должностными обязанностями. Мы учились работать с детьми, применять все полученные знания по своему предмету, по методике, педагогике и психологии. У нас уже есть особый статус (ФЗ "Об образовании РФ". Статья 47). Так зачем дополнительные штрафы и наказание?

Учителей уже хорошо защищают.

У нас с вами увеличенный отпуск летом. Целых 56 календарных дней, оплачиваемых государством. Мы можем досрочно выйти на пенсию. Разве этого мало? Наши права защищаются во многих официальных документах.

Я перечислю те статьи и документы, которые в распечатанном виде всегда были у меня под рукой. Если возникала проблема с учащимся, я доставала папку и предлагала сперва ознакомиться с тем, что могла нарушить я, а потом проверить себя.

  • 1. Конституция Российской Федерации. Статьи 21, 22, 23, 43.

В них идёт речь про достоинство, свободу, неприкосновенность и честь. А последняя ставила в тупик даже самых агрессивных. "Почему я так поступаю с тобой? Потому что ты нарушаешь право каждого ученика в классе на бесплатное образование. Ты потом будешь оплачивать им дополнительные расходы на репетиторов?"

В них прописано всё: приход в школу, внешний вид, отношение к урокам, музыка на занятиях, опоздания и т. д. Многие дети не понимают, что поступление в школу обязывает их подчиняться тем правилам, которые в школе установлены. Для них это становится открытием. Некоторым простое ознакомление со своими правами и обязанностями помогает изменить отношение к учёбе.

  • 3. Закон "Об образовании в Российской Федерации". Статьи 34, 43, 47, 48.

Тут все права и обязанности как детей, так и педагогов. Также давала почитать, если мне говорили, что я не имею права что-то делать. Сперва предлагала быстро ознакомится с моими обязанностями, потом со своими, а потом переходить к правам. Обычно человек останавливался на этапе чтения своих обязанностей, понимая, что даже 1/4 часть не выполняет.

  • 4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Я купила его в виде отдельного издания. И там тоже очень много интересного и про продолжительность рабочей недели, и про условия труда, и про отпуск.

  • 4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Знаете, я верю в то, что нет дыма без огня. Нападение на учителя - это или результат долгого недопонимания между участниками конфликта и нежелания решить проблему (тогда вопрос к профессионализму учителя и работе администрации школы), или же роковая случайность. Но никто из нас не застрахован от нападения на улице, в общественном транспорте или в подъезде.

В стране миллион учителей. Однако те редкие случаи, когда ученики или грубят, или наносят увечья учителю, раздуваются до мировых масштабов. Поэтому создаётся впечатление, что в каждой школе в день по три драки и одно покушение на убийство.

Любое проявление насилия в отношении человека не должно оставаться безнаказанным. Но этим занимаются правоохранительные органы. Уже занимаются. Нам не нужен новый закон. Чем отличается учитель, на которого напали, от инженера, дизайнера и машиниста?

Новый закон только испортит ситуацию.

Проблема в том, что в современном мире учителю бы установить достойную зарплату за ставку в 18 часов. И давать возможность спокойно проверять тетради, готовиться к урокам, отдыхать, развиваться, находить пути решения конфликтных ситуаций.

Штраф или наказание не решит проблему учителя, как не решит проблему ученика, которому иногда просто некуда выплеснуть свою энергию, нечем заняться, не к кому обратиться за помощью. Все взрослые заняты решением своих взрослых проблем.

Пока я предвижу только негативную реакцию на новый закон: "Вы там в школе ничего не делаете, детей не учите, а зарплату огромную получаете! По полгода отдыхаете! А теперь ещё будете доносить на каждый косой взгляд в свою сторону!"

Я не поддерживаю этот законопроект, потому что вижу в своих руках множество инструментов для работы с самыми сложными детьми и родителями. За моими плечами стоит администрация, которая не даёт в обиду учителя, но и требует от тебя тоже немало.

Закончить я бы хотела повторением фразы из книги "Педагогика для всех" С. Л. Соловейчика, что никто никому ничего не должен. Потому что именно эти слова перевернули моё сознание, вытащили из болота жалости к себе и дали толчок к мощному развитию как в профессиональном, так и в личностном плане.

В хорошей семье никто не знает слов «ты должен». Должен только я.
Пока я сотрудничаю с человеком, я больше озабочен тем, как я выполняю свой долг, а не тем, как выполняет его другой. И детей с первого дня учат, что никто никому ничего не должен, ни с кого ничего нельзя требовать, требуют только от самого себя и все выполняют свой долг, а не следят ревниво за окружающими, делают ли они свою работу. И это самый верный путь к воспитанию чувства долга.
С. Л. Соловейчик