Знаменитая писательница Татьяна Устинова (урожденная Куралесина) отметила необычный юбилей: ровно 20 лет назад вышел её первый роман. Хороший повод встретиться с прессой. Итак, продолжаем беседу.
— Наверное, каждый творческий человек переживает моменты кризиса. Они у вас были?
— Конечно. Как же без них. Когда мыслей нет в голове и тексты не приходят. Тогда от жуткого отчаяния я опускаю руки и заявляю всем, что больше ничего и никогда не напишу.
Причем кризис может продолжаться даже не день, не неделю, не месяц... Иногда все валится из рук на протяжении очень долгого периода.
Однажды я за целых два года написала только одну книгу. Мне постоянно звонили из издательства и требовали сдать рукопись. Если бы надо мной не стояли, я бы точно ничего не написала.
В общем, когда одна книга в год, то это нормально, а вот если одна книга за три года — это уже кризис, причем затяжной.
Поддержка со стороны близких
— Как вам удалось преодолеть кризис?
— Берешь себя в руки. Причем вовсе не из–за денег. Я не хочу подводить издательство. За минувшие годы в нем появились очень близкие мне люди.
Мы ходим друг к другу в гости, знаем всех членов наших семей. Именно мои друзья по издательству обычно и помогают мне выбраться наверх.
«Хочется тебе или не хочется, получается у тебя или нет — это не важно. Главное — не останавливайся. Пиши, несмотря ни на что. Иначе ты не выберешься!» — говорят они мне.
Но не думайте, что это такие спокойные беседы: сели и поговорили за чашечкой кофе. Нет, все не так гладко. Это ужасные моменты. Мы скандалим, орем. Я безумно рыдаю.
Из–под палки
И тогда пишу, можно сказать, из–под палки. А в итоге все–таки рождается очередная книжка. Примечательно, что, когда выходит роман, охватившее меня отчаяние куда–то само отступает.
И я спокойно продолжаю писать. Хотя еще недавно на полном серьезе думала, что больше никогда не смогу.
Помимо общих, системных кризисов бывают и сиюминутные. По сути, они перманентные, то есть постоянные. Ты все время, образно говоря, рвешь на себе волосы, то и дело сомневаешься в себе.
Спасительный кран
Некоторые писатели называют это кризисом холодной воды. Когда ничего не идет. Отправляешься на кухню, пьешь холодную воду, возвращаешься к столу.
И снова ничего не идет. Опять отправляешься к крану. И так не раз за день. Наступает вечер, и ты видишь, что написано всего два предложения какого–то вялого, гадкого студеобразного текста.
Самое ужасное, что ты понимаешь: завтра утром он ждет тебя на столе. И так бывает постоянно... - печально вздохнула писательница.
— Что делать?
— А ничего. Точнее, нужно бороться с собой и писать, писать, писать. А еще ждать, когда придет вознаграждение.
Продолжительно действующий автор знает, что если долго что– то вымучивать, то непременно наступит день, когда все удается. И тогда пишется просто фантастически! — улыбнулась Татьяна.
Читайте 1-ю и 2-ю части беседы:
1) 50 миллионов книг Татьяны Устиновой https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/50-millionov-knig-tatiany-ustinovoi-5e6168ef595b8e63047a9019
2) Татьяна Устинова о своей нервной организации
Читайте другие материалы автора в тему:
Захар Прилепин говорит, что все фильмы о Сергее Есенине просто ужасные
Книгу о "Песнярах" запаяли в целлофан. Чтобы дети не прочитали https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/knigu-o-pesniarah-zapaiali-v-cellofan-chtoby-deti-ne-prochitali-5df5f2dad7859b00b2dce9f2
Голубевод написал книгу о любимых птичках https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/o-pojiznennoi-liubvi-k-golubiam-5e2a6fd211691d00b1ba30ce