Мавзолей Шайха Хаванди Тахура (Хаванди Тахур – «Господин чистоты»). Середина XV вв., XIX в. Здание построено в честь известного богослова Шайха Хаванди Тахура, возведенного после смерти в ранг святых . Он родился в горном селении Багистан (Бостанлыкский район Ташкентской области) в семье Шайха ‘Умара Багистани – ученика Шайха Хасана Булгари.
Это был род потомственных ученых и землевладельцев, активно общающихся с представителями суфийских братств. Мавзолей несколько раз перестраивался, от древнего здания сохранились лишь фундаменты. Не исключено, что донатором его строительства выступил знаменитый Ходжа Ахрар – правнук Шайха Хаванди Тахура.
Как установлено архитектурно-археологическими исследованиями, наиболее древнее сооружение – собственно мавзолей, позднее к нему было пристроено помещение для исполнения обрядов паломничества с порталом.
Помимо этого, надземная часть была реконструирована, вероятно, в конце XVIII – начале XIX в.3 В 1910–1912 гг. мавзолей был отремонтирован на средства шайха Ходжиматишана из Намангана, а купола покрыты железом.
Здание состоит из двух помещений. На продольной оси запад–восток размещаются небольшой портал с крыльями по сторонам, обращенный на восток, зийаратхана, за ней – гурхана. В стенах зийаратханы устроено восемь ниш, завершающихся арочными парусами. На них опирается двойной купол на 12-гранном барабане.
Купол помещения одинарный , снаружи имеет восьмигранную форму.
Надгробие Шайха Хаванди Тахура находится в первом помещении. Здесь же стоит ствол священного саура. В зийаратхане располагалось четыре надгробия, самое старое из них датировалось XVII веком. Два более поздних принадлежали Юнус-ходже и его сыну. В 1-й четверти XVII в. у входа в мавзолей был поднят особый ритуальный шест со знаменем с бронзовым миндалевидным навершием.
Он был сделан «по обету» в 1033/1623–24 г. потомками Шайха Хаванди Тахура, переселившимися в Индию. В надписи сообщается: «преподнесено в дар Хазрат Тахуру от городов Индии». Еще в начале ХХ в. у одного из потомков Хаванди Тахура – Расула Саййид Азизова дома в шкафу под стеклом хранились две дервишские шапки – кулях, принадлежавшие, по преданию, самому Шайху и его отцу Шайху ‘Умару Багистани. Они пользовались большой популярностью у населения, т.к. излечивали головную боль и облегчали роды.
Во время последних реставрационных работ в 1996 г. мавзолей Шайха Тахура был бережно восстановлен с сохранением старых архитектурных форм.
В верхних частях главного фасада и крыльях разместили фризы с эпиграфикой, в тимпанах арок – растительные орнаменты из плиток майолики. Купола облицевали бирюзовыми глазурованными плитками. В помещениях соорудили глазурованные панели бирюзового цвета в кайме растительного орнамента. На стенах закрепили ажурные ганчевые бра. Над могилой Хаванди Тахура установили изящное надгробие из бело-розоватого мрамора из карьера Нураты, покрытое со всех сторон надписями. Надгробия с надписями установили и над могилами Юнус-ходжи и его сына.