Найти тему
Справочник кинопижона

Субмарины на экране: подводнолодочное кино

Оглавление

Фильмы о подводных лодках и их экипажах снимались, кажется, со времен изобретения этого вида вооруженных сил. Однако, в отличие, например, от авиабоевика или фильмов о танках, отдельного жанра из кино о подводных лодках не получилось. Причина в том, что субмаринные фильмы пользовались стабильной, но не очень большой популярностью: каждое десятилетие выходило несколько триллеров и военных драм о подводниках. Но не было ситуации, когда в течение непродолжительного времени вышло бы несколько похожих друг на друга фильма о подводных лодках. А без этого условия об отдельном жанре говорить не приходится. Хотя есть что-то притягательное в подводных лодках, даже если Beatles высказались на тему:

9 фильмов о подводных лодках

Субмарина (Submarine), 1928, режиссер - Фрэнк Капра

Далеко не первый фильм о подводных лодках, но один из первых, к которым приложил руку крупный режиссер. Настоящей звездой Голливуда, если данное слово вообще применительно к режиссерам, Фрэнк Капра станет в 30-е и 40-е.

Дьявол и глубина (Devil and the Deep), 1932, режиссер - Мэрион Геринг

-2

Если в Голливуде 2010-х, практически любой экшн превращается на выходе в кинокомикс, то в 30-х почти любое кино оказывалось мелодрамой. Достаточно сказать, что сюжет фильма вертится вокруг любовного треугольника, а подводную лодку топят из-за ревности. Такие были времена. "Дьявол и глубина" откровенно слабый фильм, примечательный участием двух крупнейших звезд Золотого Века Голливуда Гэри Купера и Кэри Гранта, которые, увы, в одном кране вместе так и не появились.

Пункт назначения – Токио (Destination Tokyo), 1943, режиссер - Делмер Дэйвс

-3

Кэри Грант поднимается на борт подводной лодки в крупном пропагандистском "блокбастере" снятом в разгаре Второй Мировой, когда исход последней был ещё не очевиден. Данный фильм стал эталоном голливудского кино о подводных лодках.

Идти тихо, идти глубоко (Run Silent Run Deep), 1958, режиссер - Роберт Уайз

-4

Самый известный фильм о подводных лодках, снятый в Голливуде 50-х. Кларк Гейбл (капитан) и Берт Ланкастер (первый помощник) во главе экипажа подлодки воюют с японцами в Тихом Океане, параллельно решая личные проблемы. Персонаж Кларка Гейбла - маниакальный капитан подводной лодки, вдохновленный Ахабом из "Моби Дика", станет частым гостем в фильмах о подводных лодках, а противостояние "плохого" капитана и "хорошего" старпома - одним из главных штампов кино о субмаринах.

Случай с Бедфордом (The Bedford Incident), 1965, режиссер - Джеймс Харрис

-5

Где-то в середине 60-х тема подводных баталий Второй Мировой уступает место противостоянию Холодной Войны. "Случай с Бедфордом" любопытен двумя вещами: во-первых, это фильм о противостоянии американского эсминца и советской подлодки в полярных водах; во-вторых, он в очередной раз эксплуатирует тему неадекватного американского капитана, своими действиями провоцирующего Ядерную Войну. В 1995-м аналогичная тема будет разыграна в "Багровом приливе" Тони Скотта. Даже роли будут расставлены примерно одинаково: вменяемый черный герой (Сидни Пуатье в "Бедфорде", Дензел Вашингтон в "Приливе") будет пытаться помешать начать ядерную войну полубезумному белому капитану (Ричард Уидмарк и Джин Хэкмен, соответственно).

Война Мерфи (Murphy's War), 1970, режиссер - Питер Йетс

-6

Еще одна вариация на вечную тему "Моби Дика", примечательная тем, что большая часть посвященного уничтожению субмарины фильма происходит на суше. В финале Второй Мировой ирландский моряк, выживший после торпедирования корабля немецкой подлодкой оказывается где-то в джунглях Венесуэллы. Там же в бассейне реки оказывается и вражеская субмарина. Дальше начинается "война одиночки".

Подводная лодка (Das Boot), 1981, режиссер - Вольфганг Петерсен

-7

Самый известным и признанным субмаринным кино, действие которого происходит на подводной лодке, оказался внезапно немецким фильмом об экипаже подлодки Третьего Рейха. Главная тема фильма, кстати, едва ли не популярней фильма.

Охота за «Красным Октябрем» (The Hunt for Red October), 1990, режиссер - Джон МакТирнан

-8

Экранизация книги "штатного писателя Петнагона" Тома Клэнси, снятая хорошим режиссером МакТирнаном, создавшим непосредственно перед ней сразу два абсолютных шедевра экшн-кино, "Хищника" и "Крепкого орешка". Любопытно, что один из главных экшн-режиссеров Голливуда 60-х, Джон Стёрджес, прославившийся "Великолепной семёркой" и "Великим побегом" тоже снял клюквенный субмаринный триллер "Полярная станция "Зебра"".

Ю-571 (U-571), 2000, режиссер - Джонатан Мостоу

-9

Последний голливудский фильм, посвященный подводным битвам Второй Мировой, который пытается быть хоть немного реалистичным.