Привет, с вами Алексей! Сегодня отправимся в закулисную историю советского кинематографа.
Многие из любителей советского кино замечают в начале титров название студии "ЭТО" - "Экспериментальное творческое объединение", но мало кто знает, что это была за студия и в чем заключался "эксперимент"
В наше время советское кино принято считать чуть ли не эталоном качественного кинематографического творчества, до которого не смог дотянуться ни один современный режиссер. Мы раз за разом не устаем пересматривать шедевральные фильмы Гайдая, Рязанова, Захарова и других выдающихся кинодеятелей эпохи СССР.
Десятки блестящих картин стали настоящей классикой отечественного и мирового кино. Среди них "Бриллиантовая рука", "Афоня", "Ирония судьбы, или с Легким паром", "Джентльмены удачи" - я уверен, мало кто будет спорить, что хоть один фильм, выпущенный в постсоветской России не уступит качеством этим гениальным произведениям.
Ситуация, конечно, во многом справедливая, но ведь в СССР было и немало таких фильмов и режиссеров, которые уже давно забыты. Приведем такой характерный пример, в 70-е годы в Советском Союзе были сотни режиссеров, но в народной памяти остались только несколько десятков. Талантливые кинодеятели создавали картины, которые смотрели десятки миллионов человек, а рядовые режиссеры при всем желании не получали более нескольких миллионов зрителей.
Естественно, главный вопрос упирался в прокатную прибыль киностудии, то есть государства, ведь все студии были государственными. В определенной степени финансовый вопрос касался создателей опосредованно, ведь многие фильмы снимались по госзаказу, они продвигали стратегию и идеологию советской власти. Но были и такие фильмы, которые носили именно коммерческий оттенок.
В 1965 году председатель совета министров СССР Алексей Косыгин проводит экономические реформы, направленные на ослабление текущего режима, давая большую свободу экономике. На волне этой реформы было создано "Экспериментальное творческое объединение" (ЭТО), которое возглавили Владимир Познер (да, он и там отличился) и Георгий Григорий Чухрай.
В "ЭТО" ввели новую систему расчета гонораров для съемочных групп. Помимо стандартной зарплаты работники студии могли получать и премиальные на основе успехов проката фильмов. Суммы дополнительных премий составляли тысячи рублей, если фильм был успешен у зрителей.
Эксперимент прошел на "ура", в "ЭТО" работали лучшие режиссеры. Именно в недрах новой студии появились хиты Леонида Гайдая - «12 стульев» (1971) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Владимир Мотыль снимает «Белое солнце пустыни» (1970), аНикита Михалков – «Своего среди чужих…» (1974) и «Рабу любви» (1975).
Прибыль "ЭТО" исчислялась миллионами рублей, государство, казалось, должно быть удовлетворено такими результатами, однако со временем власть стали посматривать на студию с сомнением. Неодобрение чиновников вызывало то, что большая часть фильмов были коммерческим продуктом, развлекательным кино, без упора на идеологию и т.п.
Да, там снимали и идеологические фильмы, но, как правило, все они проваливались в прокате, как, например, эпос про шахтеров "Антрацит" 1972 года. Сейчас этот фильм уже никто и не знает, потому что он создавался под определенные рамки, а коммерческое кино для народа пережило десятилетия. Конечно, руководство ЭТО не устраивали подобные провалы, ведь из-за них они просто теряли огромные деньги, выделенные на съемки и не получали хорошие премии.
По словам Чухрая, к нему нередко приходили режиссеры и просили взять их на работу, мечтая о больших гонорарах. Чухрай внимательно просматривал статистику по зрителям и выносил вердикт - чтобы режиссер мог зарабатывать хорошие деньги, ему необходимо собирать не менее 17 миллионов зрителей на фильм, иначе пришлось бы довольствоваться скромной зарплатой. 99% советских режиссеров не могли похвастаться и 5-6 миллионами зрителей. В их числе были и такие выдающиеся режиссеры, как Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова.
Таким деятелям он вежливо отказывал, чем вызывал праведный гнев некассовых режиссеров, ведь они считали, что создают нетленные шедевры, а не резные табуретки из красного дерева, которые нравились всем.
Это был первый крупный конфликт интересов искусства, идеологии и экономики в кинопроизводстве СССР. Конечно, если бы все стали работать по принципу "ЭТО", то большая часть режиссеров средней руки бы остались не у дел, а советское кино, возможно, "догнало бы и перегнало" хваленый Голливуд. Но такого не случилось.
Все закончилось в 1975 году, после того, как Гайдай заработал на своем кинохите "Иван Васильевич меняет профессию" 18 тысяч рублей - неслыханные по тем временам деньги. Георгия Чухрая вызвали на жесткий разговор с представителями Совета министров и Госкино СССР, где дали понять, что их лавочку пора прикрывать.
Почему же такая система не прижилась? Власть стала бояться свободомыслия в "ЭТО", их оторванности от тотального контроля и приверженности к идеологии партии. Несмотря на гигантские прибыли, которые "ЭТО" приносило стране, властям было проще от него избавиться ведь в те годы экономика СССР хорошо сидела на продажах нефти, поэтому можно было закрыть этот эксперимент.