Разбираем один из самых популярных вопросов про берестяные грамоты.
До открытия берестяных грамот историки располагали кое-какими свидетельствами о них. Так, Иосиф Волоцкий писал о книжниках обители Сергия Радонежского, которые «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». Однако первые грамоты были найдены лишь в 1950-х гг. в Великом Новгороде в ходе археологических раскопок под руководством А. В. Арциховского.
Несмотря на огромное число находок, международное научное признание берестяных грамот и довольно продолжительное время ведения раскопок, всё ещё находятся люди, относящиеся к грамотам с долей скепсиса. Одна из причин — поразительная сохранность грамот, самые ранние из которых относятся примерно к 30-м гг. XI века, то есть пролежали в земле тысячу лет!
Многие здесь наверняка вспомнят, как быстро прогнил забор у соседа на даче, а оставленный черенок от лопаты на следующий год превратился в труху. Почему же тогда берестяные свитки сумели так долго пролежать? Давайте разберёмся в этом вопросе.
Первое, что стоит сказать: берестяные грамоты находят не по всей России. Так, по данным портала gramoty.ru на сегодняшний день (март 2020 года) в России найдена 1221 грамота, из них:
- Новгород — 1113 грамот.
- Старая Русса — 49 грамот.
- Торжок — 19 грамот.
- Смоленск — 16 грамот.
- Псков — 8 грамот.
- Тверь — 5 грамот.
- Москва — 4 грамоты.
- Звенигород — 3 грамоты.
- Витебск — 1 грамота.
- Вологда — 1 грамота.
- Мстиславль — 1 грамота.
- Рязань — 1 грамота.
Мы видим, что находки из Новгорода здесь явно преобладают. И, напротив, из более южных городов здесь можно отметить разве что Рязань, где на данный момент открыта и то лишь одна грамота.
Это связано с одной стороны со специфическим характером почв в Северо-Западном регионе, с другой — со спецификой культурного слоя древних городов.
Культурный слой является продуктом деятельности человека. В древних городах он накапливается, образуя мощные разновременные слои. Почвы здесь будут принципиально отличаться от почв лесопарковых зон и незаселённых территорий высоким содержанием соединений фосфора, карбонатов, органического вещества и тяжелых металлов.
Климат Северо-Западного региона с высокой влажностью и частыми осадками способствует заболачиванию, почвы здесь чрезмерно увлажнены. Это обеспечивает сохранность органического материала в таких почвах (в том числе и древесины).
Однако над этим переувлажнённым слоём залегает слой периода активного каменного строительства и широкой ремесленной деятельности. Здесь встречаются обилие кирпича, известняка, строительной извести, остатки штукатурки. Эти строительные компоненты содержат большое количество щёлочных соединений.
Контактируя с кислородом, органические вещества неизбежно подвергаются процессам окисления, который способствует их разрушению. Однако под влиянием насыщенных щёлочью городских слоёв кислота нейтрализуется, достигаются слабокислые и нейтральные значения pH. Такой крайне сложный кислотный профиль и поспособствовал сохранению органики, а значит, и древесины (отчасти, кстати, дело и в самой бересте — будучи плотным, слоистым материалом, она слабо подвержена гниению).
Так что основная причина сохранности бересты — в сочетании чрезмерно увлажнённых почв с покрывающим их мощным городским культурным слоем, насыщенным щёлочными соединениями. Сходная ситуация наблюдается в Ростове Великом, Пскове, Старой Ладоге, Старой Руссе. Напомним, что археологические раскопки уже ведутся в перечисленных городах, и они также потихоньку пополняют фонд находок берестяных грамот.
Другой немаловажный аспект, позволивший сохранить берестяные грамоты, связан уже с градостроительством XVIII века. Вот что писал по этому поводу академик В. Л. Янин:
«Перепланировка города в XVIII веке оказалась делом благодатным для современных археологов <...> В древности дома были чаще всего деревянными и их фундаменты не отличались мощностью. Поэтому строительство нового дома почти не затрагивало лежащих ниже древних остатков. Когда в XVIII—XIX веках началось массовое строительство городских кирпичных домов, то для их капитальных оснований и подвалов рыли глубокие котлованы, уничтожая древние напластования порой на значительную глубину. Новые долговечные здания, если даже под ними и сохранялись остатки древних построек, надолго делали их недоступными для изучения. Но в XVIII веке новые улицы прошли по другим участкам, они чаще всего легли на места древних дворов и пустырей, а скопления древностей, наиболее интересные для археологии, оказались на территории новых дворов, где угроза их разрушения стала минимальной».
Вышеуказанные особенности климата и почв поспособствовали сохранению и других деревянных археологических памятников, и даже некоторых изделий из кожи. И это не только предметы быта, но и остатки жилищ и мостовых:
И эта ситуация не является чем-то уникальным для России. Деревянные археологические памятники находят также в странах Прибалтики и Скандинавии, в Шотландии, Ирландии, США и т. д. Это, например, всем известные корабли викингов.
И более того, сами берестяные грамоты не являются уникальным российским феноменом, поскольку практика написания на лубяном материале известна и во многих других культурах:
Обнаружение археологами древнерусских берестяных грамот стало настоящей сенсацией в науке. Находки помогли историкам по-новому взглянуть на многие аспекты быта Древней Руси. И этим мы обязаны специфическим условиям климата и почвы.
Литература:
- Долгих А.В., Александровский А.Л. Почвы и культурный слой Великого Новгорода // Почвоведение. — 2010. — №5. — С. 515–526.
- Янин В.Л. Я послал тебе бересту…. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 192 с.
Другие публикации по теме:
«Берестяные грамоты подделаны, потому что на Руси не могло быть 90% грамотного населения» © — в статье представлено опровержение данного аргумента, популярного у отрицателей берестяных грамот.
Солонка с апокрифической загадкой — берестяная грамота в виде солонки, да ещё и с библейской загадкой. Такие дела.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!