«Что произойдет со мной, если я не смогу петь? Нет ответа»
Мария Каллас
Мария Каллас была живой легендой. Ее имя и слава гремели на весь мир. Каждое ее появление на публике было сенсацией: критики ее боготворили, владельцы театров мечтали о ее подписи в контракте, репортеры упивались ее способностью рождать скандалы.
Пик расцвета ее славы пришелся на 1950-е годы. На сцене знаменитого «Ла Скала» Мария Каллас добилась титула мировой звезды оперного искусства, став королевой всех примадонн.
Но годы ежедневных нагрузок, усталости, экспериментов над собственным здоровьем стали постепенно брать свое. А на фоне неудач в личной жизни мощная хватка певицы стала ослабевать. Начал сбываться тот кошмар, которого Мария боялась больше всего – собственный голос перестал ей подчиняться.
В тот вечер 22 мая 1964 года в оперном театре Парижа был аншлаг. Самая изысканная публика была в предвкушении: Мария Каллас исполняла арию из оперы «Норма».
Перед выступлением певица, не выходившая к тому времени на большую сцену больше года, сказала режиссеру Франко Дзеффирелли:
«Я не могу просто плавно скользить по музыке, я должна спеть блестящее, каждую ноту, даже если сорвусь на одной, даже если это будет конец моей карьеры».
Выступление проходило превосходно, бархатный сильный голос Марии Каллас вернулся в родную стихию, на сцену. Но судьба сыграла с певицей злую шутку – в завершающем акте выступления воодушевленная Каллас подходила к высоким нотам на волне игривого оперного перелива. И тут голос неожиданно дрогнул, Мария не смогла взять верхнее «до» и замолчала. По залу прокатился недовольный шепоток ценителей оперного искусства. Певица резко обернулась к режиссеру, жестом попросив начать отрывок сначала, взяв-таки нужную ноту. Но это мало кто заметил в зале, поскольку там уже творилась форменная потасовка.
Зал разделился на недовольных критиков и яростных поклонников певицы. В центре этой свалки особо отметился модельер Ив Сен-Лоран, давний почитатель таланта певицы. Имея весьма утонченную фигуру, он, тем не менее, ловко и щедро раздавал налево и направо оплеухи богатейшим представителям парижского бомонда, пытаясь добраться до самых недовольных из них. Выступление было безнадежно сорвано, а разнимать вспыльчивую публику прибыла республиканская гвардия.
Для прессы это был очередной желанный скандал, а для Марии Каллас – закат правления оперной императрицы.
«Я перестала петь, потому что хотела остаться верной себе, – позже вспоминала Мария. – Мое пение больше не приносило мне удовлетворения».
Через год Мария Каллас оставит профессиональную сцену после неудачного исполнения оперы «Тоска» на сцене лондонского «Ковент-Гарден».
Еще интересное о Марии Каллас: