Найти тему
Полет пересмешника

Спектакль окончен. Как честь и достоинство Марии Каллас с кулаками защищал Ив Сен-Лоран

«Что произойдет со мной, если я не смогу петь? Нет ответа»
Мария Каллас

Мария Каллас была живой легендой. Ее имя и слава гремели на весь мир. Каждое ее появление на публике было сенсацией: критики ее боготворили, владельцы театров мечтали о ее подписи в контракте, репортеры упивались ее способностью рождать скандалы.

Пик расцвета ее славы пришелся на 1950-е годы. На сцене знаменитого «Ла Скала» Мария Каллас добилась титула мировой звезды оперного искусства, став королевой всех примадонн.

Королева оперного искусства Мария Каллас
Королева оперного искусства Мария Каллас

Но годы ежедневных нагрузок, усталости, экспериментов над собственным здоровьем стали постепенно брать свое. А на фоне неудач в личной жизни мощная хватка певицы стала ослабевать. Начал сбываться тот кошмар, которого Мария боялась больше всего – собственный голос перестал ей подчиняться.

В тот вечер 22 мая 1964 года в оперном театре Парижа был аншлаг. Самая изысканная публика была в предвкушении: Мария Каллас исполняла арию из оперы «Норма».

Перед выступлением певица, не выходившая к тому времени на большую сцену больше года, сказала режиссеру Франко Дзеффирелли:

«Я не могу просто плавно скользить по музыке, я должна спеть блестящее, каждую ноту, даже если сорвусь на одной, даже если это будет конец моей карьеры».

Выступление проходило превосходно, бархатный сильный голос Марии Каллас вернулся в родную стихию, на сцену. Но судьба сыграла с певицей злую шутку – в завершающем акте выступления воодушевленная Каллас подходила к высоким нотам на волне игривого оперного перелива. И тут голос неожиданно дрогнул, Мария не смогла взять верхнее «до» и замолчала. По залу прокатился недовольный шепоток ценителей оперного искусства. Певица резко обернулась к режиссеру, жестом попросив начать отрывок сначала, взяв-таки нужную ноту. Но это мало кто заметил в зале, поскольку там уже творилась форменная потасовка.

Зал разделился на недовольных критиков и яростных поклонников певицы. В центре этой свалки особо отметился модельер Ив Сен-Лоран, давний почитатель таланта певицы. Имея весьма утонченную фигуру, он, тем не менее, ловко и щедро раздавал налево и направо оплеухи богатейшим представителям парижского бомонда, пытаясь добраться до самых недовольных из них. Выступление было безнадежно сорвано, а разнимать вспыльчивую публику прибыла республиканская гвардия.

Ив Сен-Лоран был горячим поклонником таланта Марии Каллас
Ив Сен-Лоран был горячим поклонником таланта Марии Каллас

Для прессы это был очередной желанный скандал, а для Марии Каллас – закат правления оперной императрицы.

«Я перестала петь, потому что хотела остаться верной себе, – позже вспоминала Мария. – Мое пение больше не приносило мне удовлетворения».

Через год Мария Каллас оставит профессиональную сцену после неудачного исполнения оперы «Тоска» на сцене лондонского «Ковент-Гарден».

Еще интересное о Марии Каллас:

-3