Рабочий кабинет И. В. Сталина во время войны был одновременно кабинетом, где проходили заседания Государственного Комитета Обороны, Ставки Верховного Командования и Генерального штаба Красной армии. Ведь фактически, все эти органы возглавлялись И. В. Сталиным. В воспоминаниях офицеров высшего командного состава описания этой комнаты можно встретить довольно часто. Встречаются они и в воспоминаниях Г. К. Жукова. Он описывает это помещение как просторную, светлую комнату. Стены в ней были обшиты морёным дубом. Посреди комнаты длинный, покрытый зелёным сукном стол, за которым проходили совещания. На стенах, справа и слева висели портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Во время войны к этим портретам добавились портреты А. В. Суворова, М. И. Кутузова.
Мебель была жёсткой и её было немного. Стол И. В. Сталина находился в глубине комнаты. Г. К. Жуков пишет, что этот стол всегда был завален картами, бумагами, документами. На нём были телефоны ВЧ-связи и внутрикремлёвские. Также на столе всегда «лежала стопка отточенных цветных карандашей» (Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969. С. 293). Сталин делал пометы синим карандашом. Из этого основного кабинета можно было пройти в небольшую комнату, где находился огромный глобус, небольшой столик и карты мира на стенах. Вероятно, там И. В. Сталин и его соратники обсуждали глобальные, мировые проблемы. Если нужно было связаться с командующими фронтами, то это можно было сделать из комнаты связи. Там стояли телефонные аппараты и «Бодо», специальные аппараты телеграфной связи.
Если верить Жукову, в разговорах по телефону, Сталин был очень немногословен, говорил только то, что нужно было сказать в этот конкретный момент времени и только то, что относилось к конкретной ситуации. Комната связи находилась рядом с приёмной перед кабинетом Сталина, которая, в свою очередь, была рабочей комнатой А. Н. Поскрёбышева, личного секретаря И. В. Сталина. Рядом были комната отдыха и комната личной охраны Верховного Главнокомандующего.
Докладывали Сталину стоя. Во время доклада он ходил по кабинету вразвалку, широким шагом.
Иногда подходил к тому самому большому, покрытому зелёным сукном столу и сверялся с разложенными на нём картами. Потом мог пройтись к своему столу, взять пачку табака и начать набивать трубку. По опыту Жукова, Сталин «имел нюх» на плохо подготовленные доклады и даже на те, где докладчик был, в целом, хорошо осведомлён, но имел пробел в каком-то одном вопросе. Именно этот вопрос Сталин просил осветить подробнее и горе было тому, кто начнёт юлить или попытается «заболтать» тему. Нет, докладчика не расстреливали, но Верховный отчитывал его очень и очень строго.
В такой обстановке принимались все основные решения Великой Отечественной Войны. Ничего лишнего, только то, что необходимо для работы. Своего рода отражение характера самого И. В. Сталина.
Также Вам могут понравиться статьи:
1) Непростое детство маршала Жукова и шрам на левом мизинце на память
2) Человек, который мог рассердить Сталина.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Спасибо!