Найти тему
Томская неделя

САХ: игра без правил

Оглавление

Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» — региональный оператор- монополист, работающий безо всякого контроля

С 1 января 2019 г. на территории РФ изменился порядок сбора, вывоза и утилизации мусора. Теперь этим занимаются региональные операторы, с которыми собственники мусора заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Региональный оператор — это юридическое лицо, которое выбирается на 10 лет органом субъекта посредством проведения конкурса. В Томске и Томском районе со 2 июля 2019 г. к обязанностям регионального оператора приступило муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» (САХ). Однако даже конкурсные условия выбора этой компании не гарантировали безупречное качество услуг. Июльский мусорный коллапс помнят все томичи: тогда стало ясно, что со своими обязанностями муниципалы не справляются.
Понятие «обращение с ТКО» включает в себя сбор отходов в специальные емкости и последующий его вывоз в соответствующие места (полигоны, мусоросжигательные заводы) для утилизации, захоронения, переработки. Основной проблемой при оказании услуг регоператора является несоблюдение сроков вывоза мусора.
Согласно действующим санитарным правилам, в холодный период (при температуре ниже +5 градусов) допускается вывозить ТКО один раз в три дня. В теплый период (при температуре выше +5 градусов) обязателен вывоз мусора каждый день.

Критерий оперативности

По кассационной жалобе одной из томских организаций арбитражным судом по Западно-Сибирскому округу было признано, что критерий оперативности в конкурсной документации при выборе регионального оператора в г. Томске и Томском районе был незаконным. Критерий оперативности — это срок, за который региональный оператор — в данном случае САХ — должен реагировать на жалобы потребителя. Согласно постановлению правительства региональный оператор обязан отреагировать на жалобу о несвоевременном вывозе мусора в течение трех дней. А в конкурсной документации этот срок составлял семь дней. Теперь представим, насколько быстро разлагается мусор летом. Если в таких условиях регоператор будет реагировать на жалобу в течение недели, горожане просто начнут задыхаться от вони от неубранного мусора (а там и до нашествия крыс — распространителей любой заразы — недалеко). Получается, САХу был дан незаконный срок реагирования, что и признал арбитражным судом по Западно-Сибирского округа.

Вообще, случаи обращений предпринимателей Томска по поводу того, что мусор долго не вывозится — не редкость. Редакция нашей газеты уже обращалась по нескольким таким ситуациям и в само «Спецавтохозяйство», и в природоохранный департамент, и в департамент ЖКХ. Ответы этих областных организаций просто шокируют уровнем безответственности.

Так, из ответа самого регионального оператора от 3.12.2019 г. нам стало известно, что, оказывается: «В адрес УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не поступало обращений о нарушении графика вывоза отходов от потребителей…», «…Учет количества обращений действующим законодательством не предусмотрен и не ведется на предприятии».

По всей видимости, региональный оператор даже не читал конкурсную документацию и не знает содержания соглашения и, соответственно, своих обязанностей. По-видимому, это устраивает кураторов реформы и в городской, и в областной администрации.

Реальной информацией владеет Ассоциация

В рамках новой государственной стратегии по обращению с ТКО в декабре 2017 г. в Томске была зарегистрирована новая региональная некоммерческая Ассоциация производителей и переработчиков отходов. В состав ассоциации входят коммунальные предприятия Томска и области, имеющие долгосрочный профессиональный опыт в области обращения с отходами: управляющие компании, переработчики вторсырья и организации, транспортирующие мусор. Это предприятия, которым не безразлично санитарное состояние города. Ассоциация была создана с целью объединения всех этапов в сфере обращения с ТКО: от «мусорного ведра» до вторичной переработки компонентов и захоронения.

В нашу газету этой Ассоциацией было направлено письмо с информацией о том, что только за 2 месяца 2019 г. (с тех пор, как стал работать региональный оператор) официально и региональному оператору, и в департамент природных ресурсов было направлено 565 (!) обращений по несвоевременному вывозу мусора. Как мы видели из ответа регионального оператора, представленного выше, эти обращения даже никто не регистрирует. Таким образом, нарушен как закон об обращениях граждан, так и права потребителей. Следует отметить, что об этом извещались и органы прокуратуры, которые также остаются сторонними наблюдателями нарушения законов.

-2

Департамент ЖКХ «не при делах»

С вопросом о жалобах на несвоевременный вывоз мусора, поступающих от потребителей, Ассоциация производителей и переработчиков отходов обратилась в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, который является официальным куратором реформы со стороны администрации Томской области, и с которым региональные операторы подписывают соглашение о своих обязательствах. Несмотря на то, что департамент является стороной соглашения, он просто пересылает жалобы потребителей в департамент ЖКХ на основании того, что вывоз мусора является коммунальной услугой.

Департамент ЖКХ, в свою очередь, уведомил нашу редакцию ответом от 13.12.2019 г. о том, что: «По вопросу нарушения сроков вывоза ТКО…в период с 1.07.2019 г. по 12.12.2019 г. в департамент поступило 105 обращений… Все поступающие обращения рассматриваются…».

И тут же:

«Департамент ЖКХ…не является стороной по соглашению (между региональным оператором и уполномоченным органом власти), и, соответственно, все споры подлежат разрешению между УМП «Спецавтохозяйство» и департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области».

То есть в конце пространной депеши департамент ЖКХ буквально умывает руки, подчеркивая, что, несмотря на 105 обращений по вопросу нарушения сроков вывоза ТКО, поступивших к ним в течение полугода, они не обязаны этим заниматься, ибо не являются стороной имеющегося соглашения.

Классика жанра

За комментарием мы обратились к бывшему главе облдепартамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергею Трапезникову.

— Нарушение порядка сбора и вывоза отходов является событием административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И привлечение по этой статье виновных является обязанностью департамента природных ресурсов и окружающей среды. А из этих ответов следует, что в Томской области в рамках реформы системы обращения с отходами построена классическая схема безответственности, как исполнителей, так и уполномоченных надзорных органов в сфере обращения с отходами, — резюмирует Сергей Янович. — Департамент природных ресурсов говорит: поскольку уборка мусора — это коммунальная услуга, поэтому мы и перенаправляем жалобы о нарушениях на несвоевременный вывоз отходов в департамент ЖКХ. А те, в свою очередь, ссылаются на соглашение регионального оператора и отсылают к департаменту природных ресурсов. Значит, как сторона соглашения, природоохранный департамент обязан следить за выполнением соглашения, в том числе по критерию оперативности и учета жалоб. С одной стороны, понятно, что в соглашении с региональным оператором не проработаны многие механизмы. Но с другой-то стороны, о чем спорить, если все должно решаться с единственной целью — поддержание качества жизни жителей города?! Оба же департамента — и природоохранный, и ЖКХ — в своих ответах сознательно так использовали законы, что становится ясно: чиновники не будут поднимать свой зад от кресла, а горожане при этом могут хоть умереть в мусоре.

Игра без правил

Создание региональных операторов в рамках проводимой реформы заведомо носит негативные риски монополизации рынка услуг по вывозу отходов, устранение конкуренции и, как следствие, приводит к непрозрачности всей системы. А если уж надзорные органы способствуют этому, то и подавно.

— Но даже если так уж сложилось, власти должны хотя бы поставить САХ под более жесткий контроль! — подытоживает Трапезников. — У нас же, напротив, монополисту позволили полностью разорить рынок конкуренции (сейчас этим вопросов занимается УФАС по Томской области). Ведь даже когда региональным оператором проводились торги по выбору подрядчиков, то другие компании, которые тоже могли бы участвовать, просто не учли.

Получается, для региональных операторов-монополистов созданы все мыслимые условия для деятельности, а контроля за этой деятельности не осуществляется. К тому же спросить за качество предоставляемой услуги по утилизации отходов томичи фактически не имеют возможности: их жалобы элементарно не фиксируются, либо бесконечно перенаправляются с департамента природных ресурсов в департамент ЖКХ и обратно.

В следующем номере мы продолжим тему томских реформ системы обращения с отходами и заглянем в закулисье финансовых взаимоотношений УПМ «Спецавтохозяйство г. Томска», как регионального оператора, и группы компаний «АБФ», как подрядчиков регионального оператора. Обещаем, будет интересно.

Варвара Разгон