Как вы стимулируете своего ребёнка получать хорошие оценки? Какую награду он получает за выполнение мелкой домашней работы? Думаю, как и у всех: мы зомбируем ребёнка мыслью, что учёба – это его будущее, а требуя от него помощи по дому, мы взываем к его совести. Наградой может быть разрешение погулять или покупка мороженого (телефона, игрушки – нужное подчеркнуть). Я задумался с некоторых пор – правильно ли это? Не лучше ли и честнее стимулировать поведение ребёнка деньгами, как бы цинично это ни звучало?..
Как-то читал интересную книгу – автобиографию основателя клана Рокфеллеров, Джона Рокфеллера. Помню, меня там покоробил один факт, который он приводит из детства. Его отец очень интересно подходил к его воспитанию. С самого детства он материально стимулировал любую полезную активность сына. За хорошие оценки в школе и за полезные действия по дому платил ему определённую, пусть небольшую, но вполне ощутимую денежку, и точно также штрафовал за неправильно выполненную работу и плохие оценки. Меня это сильно возмутило – казалось недопустимым в принципе, чтобы любая оценка деятельности ребёнка сводилась к материальному стимулированию. Но ведь разве не по результатам нужно оценивать те или иные действия, и то же относится к принципам воспитания. А результатом в данном случае было то, что у молодого человека с детства развился практический подход к любому начинанию, что и помогло ему впоследствии стать тем человеком, кем он стал. Да, с самого детства он всё измерял в денежном выражении, в том числе и любовь к членам своей семьи. Например, будучи ещё ребёнком, он не просто одалживал деньги своей сестре, а делал это под проценты. Но он не сам до этого додумался – с самого детства он усвоил главный принцип, который привил своим детям отец: деньги – это инструмент, и они должны работать. Цинично? Возможно, но разве это не так? Такие отношения дисциплинируют всех участников семьи и стимулируют их как минимум с уважением относиться к деньгам. Когда Джон закончил школу, естественно он уже мыслил как финансист, по-другому и быть не могло с таким воспитанием. Он имел чёткое представление, что деньги делают деньги, и с таким принципом подошёл к первому же своему проекту. На него ему понадобилось сколько-то начального капитала, который ему одолжил отец – именно одолжил, причём сначала заставил того представить чёткий бизнес-план, доказывающий, что дело не прогорит, а потом они составили график выплаты долга, которого младшему Рокфеллеру пришлось придерживаться, хоть ему и приходилось нелегко.
Тогда это меня возмутило, ибо читал я это в студенческие годы, будучи склонен, как все в эту пору, к либертарианским настроениям. Сейчас же, понимая, как изменилось наше общество, я склонен думать, что именно такой подход к воспитанию детей и есть самый правильный. Только так и можно воспитать в ребёнке чувство ответственности и правильное отношение к деньгам. Сразу скажу, что в воспитании сына я не решился применить эти принципы – просто когда он был маленьким, я ещё и сам не дозрел до этих идей – но теперь я думаю, что Рокфеллер-старший был прав во всём. При ином воспитании его сын никогда не стал бы первым в мире долларовым миллиардёром и не создал бы ту промышленную империю, которая сегодня влияет практически на все отрасли мировой экономики. Да дело даже не в этом – не каждому дано стать миллионером, но нужно хотя бы признать, что миром действительно правят деньги, причём в самом прямом смысле, а раз так – то нужно отринуть ложные моральные принципы и применять метод воспитания рублём, ничуть этого не стесняясь. Ведь деньги – это универсальное средство урегулирования любого вопроса в нашем мире, а стало быть, и в вопросе воспитания этого стесняться не нужно!