Мало кого удивит то, что в древности русские города строились в дереве. Каменных построек было мало, а поскольку дома строились довольно близко друг к другу, то во время пожаров выгорали целые кварталы.
Не сильно изменилось подобное положение дел и в XIX веке. Бόльшая часть зданий оставалась деревянной. Так, например, в 1825 году из 42 губернских городов (включены города, равные в административном отношении губернским) только в двух каменные постройки превосходили деревянные, и это не Санкт-Петербург с Москвой.
Отдельно хочется сказать, что города эти по своему национальному составу, само собой, были не русскими. В данном случае я говорю об Одессе и Вильне. Именно в этих городах каменных построек было больше, чем деревянных.
Сразу добавлю, что в Одессе каменных построек было больше, потому что дерево там стоило весьма прилично, во всяком случае, постройка деревянных домов в Одессе в то время обходилась дороже каменных.
Существует миф, что Санкт-Петербург сразу строился в камне. Однако в 1825 году деревянных построек там было в два раза больше, чем каменных. В Москве, которая выгорела чуть ли не полностью в 1812 году, деревянных построек было в 2,5 раза больше, чем каменных.
В остальных городах дело было еще хуже. В еще восьми городах количество каменных построек относительно деревянных колеблется от 1 к 10 до 1 к 5.
Самым «деревянным» городом в 1825 г. была Самара, где на одну каменную постройку приходилось 784 деревянных.
Если проанализировать статистические данные профессора Дитятина И.И., то мы увидим, что почти через тридцать лет, которые пришлись на правление Николая I, картина осталась, в принципе, точно такой же. Император Николай I куда больше уделял времени парадам и международным аферам, нежели внутреннему устройству государства.
Впрочем, если посмотреть данные за 1867 г., то и там особого продвижения в этом направлении не видно. Зато в 12 томе Свода законов помещен строительный устав, в котором указано, что в ряде городов, разумеется, в виде исключения, допускается крыть дома соломой, смешанной с навозом и глиной. «Сердобольные» губернаторы чуть ли не со слезами на глазах пытались выхлопотать, чтобы подобный закон распространялся и на их города.
Разумеется, барские усадьбы соломой с навозом не крылись, да и строились они на века. Вот только если посмотреть на их количество в процентном соотношении, то число подобных зданий не превышает в лучшем случае 3% относительно остальных.