Найти тему
Вторая древнейшая

Слова vs цифры. Гуру журналистики Андрей Чугунов рассказал, как цифрами будоражить сознание читателей

МАТЕМАТИКА...Чтобы вы понимали масштабы катастрофы: в 10-11 классе, вместо алгебры и геометрии у меня была именно математика. Это был образовательный эксперимент: по7-8 уроков литературы и французского (в пятидневку), и скромная математика 1-2 раза в неделю. Я помню этот учебник для гуманитариев, со стихами, вместо примеров. Кажется, с цифрами я так и не подружилась. 

Хочешь больше цифр в материале? Используй инфографику
Хочешь больше цифр в материале? Используй инфографику

Спустя 16 лет я снова в школе, – на этот раз в Школе деловой журналистики при Минпромторг и предпринимательства Нижегородской области. И первый мастер-класс называется «Slova против цифр». Ведет настоящий гуру - Андрей Чугунов, он в журналистике с 1993 года, ныне редактор нижегородского филиала «Российской газеты».

Андрей  Чугунов и я
Андрей Чугунов и я

Я, как настоящий гуманитарий, думала, что слова в этой битве должны победить! Но Андрей Павлович, буквально в два счета (уже пошли математические метафоры) доказал, что цифры могут создать эффект «разрывной бомбы» в тексте. Все дело в том, как их представить. 

Ловите инсайты: 

1. «Это много или мало?» Сама по себе цифра - ничто без сравнения. И я вспомнила, что интуитивно так и делала. Когда снимала сюжет про научную экспедицию физиков, без цифр было не обойтись. Мои ученые выходили на судне в Горьковское море, разливали растительное масло (имитация нефтяного пятна) и получали радиолокационное изображение из космоса. Их «научное» пятно по размеру было сравнимо с 16 футбольными полями, а вот нефтяное пятно в Мексиканском заливе – это уже почти территория Чехии или Ирландии. Я разбавила суровую физику кадрами футбольных полей и Европейских стран, чтобы зритель «не зазевал» и получилось очень наглядно. 

2. Еще один способ приручить цифры - показать динамику: «было-стало». И вот пример от Андрея Чугунова. Саратовский завод по производству холодильников «заморозили» - такой словесный каламбур. А жизненный каламбур состоит в том, что холодильников производят 120 000 (пока не понятно, хорошо это или плохо). Все встает на свои места, когда мы узнаем, что раскупают только 70 000. Поэтому и пришлось «заморозить» производство. 

2. Другой совет от мэтра журналистики Андрея Чугунова - научиться читать бухгалтерский баланс, ведь именно на «389 странице ежеквартального отчета» может скрываться настоящая сенсация. Тут вспомнили знаменитое «Панамское дело», когда несостыковка в 1 доллар заставила аудитора копнуть глубже и открылись большие хищения. Сейчас, когда на официальном сайте компании можно добыть практически любую информацию, копать не сложно. Тут цифра может стать «помощницей в разоблачении». 

3. И наконец, «Ищите схему, господа!» Есть вводные данные, есть результат, а схема, как правило, кроется от посторонних глаз в «черном ящике». Задача репортера узнать суть и грамотно ее донести до читателя/зрителя. Да-да, часто, именно с помощью цифр. Теперь мы знаем, как это делать. 

 Было еще очень много полезной информации из личного опыта от Андрея Чугунова, но, размеры поста не безграничны. Следите за моими новостями, я не жадная, буду делиться знаниями из ШДЖ. 

#минпром52

#шдж52