В царствование Александра II Николаевича (1855-1881) в войске Донском произошли большие перемены: сокращен был срок военной службы, дозволен выход из казацкого сословия, создан класс торговых казаков и т.д.
Вот что писал урядник Иван Михайлович Попов из Малодельской станицы:
" ... и еще всем сходом просим вас :у нас на Дону и в том числе в наше округе сделалось большое неудовольствие на счет военной службы - вовсе богатые не стали служить и очереди правильной не стало и не знаем, где искать справедливость; в округах уже верно нечего добиваться и наказному атаману подавали просьбы- и тут чего то тупо делается.
Богачи вовсе перестали служить: все находят причину- либо при станице или как нибудь, да не в полки.
При покойном государе Николае сроду это не было, а кто за кем родился и до веку так состоит.
А ныне, если в году народу мало требуется, первые пойдут, а задние остаются дома и никуда не требуются, а другой год тоже первые идут, а задние тоже дома и так их служба дома и проходит; а богатые и норовят в задние то попасть; только и служат самые бедные.
Потому то и проиграли белогвардейцы гражданскую войну, что ненависть к родовитым и зажиточным казакам копилась десятилетиями.
Зажиточное казачество потеряло связь с казачеством служивым и в тяжелое время гражданской войны хотя и имело влияние на часть казаков, но со временем лишилось и той поддержки которую имело.
Плюс к этому на Дону скопилось кроме большого количества крестьян, внушительное количество иногородних, которых казаки не жаловали и обзывали "русскими", "русью" и всячески пыталось их притеснять.
В станице Аннинской произошел характерный случай, который демонстрирует отношение казаков к иногородним.
Случай этот описан в "Сведениях о казацких общинах на Дону:материалы для обычного права. Харузин М."
В праздник, около шинка, стояли подвыпившие казаки. В это время к шинку пытался пройти иногородний крестьянин, живущий при станице. Завидя его, некоторые казаки стали браниться.
-Ишь-русь то! Русь ты проклятая!
Крестьянин остановившишь, обратился к ближнему козаку:
-Ну, русь, добро. Да ты то кто? Ведь и ты оттуда же и ты русь...
-Как это я русь? - удивился казак.
Ругаться лезешь?! Русь! Ишь ты... Мы тебе такую русь покажем- зашумели в толпе казаки.
-Расея ты, говорю- продолжал крестьянин, обращаясь все к тому же казаку: -что ж, коли не Расея?
-Расея. Нечего финтить то: казак-так и называй, а то знаем и сами, что Расея.
-Ну значит все одно- сказал мужик.
-Все одно, да не то... прыток больно!
-Что ж, коли не одно? - спросил мужик.
-Что ж?! Мы Расея, да не то, что вы: вы мужики, а мы казаки, царские значит слуги. Вот оно что!
В последующем, во время гражданской войны, все эти противоречия сто крат обострились и не только крестьяне и иногородние поддержали большевиков, но и огромная масса не родовитых и не богатых казаков примкнула грабить награбленное!
А грабить казаков учить не нужно было, у них это в крови с отцовской кровью передавалось, хотя и спал голос крови долгое время после усмирение Дона Петром Первым.