Многие знают, что Т-90, как и большинство других танков называют прыгающими. Однако прыжок такого танка возможен только при наличии трамплина или разницы в высоте, но в 1930-х годах в СССР всерьёз собирались создать в прямом смысле прыгающий танк.
В середине 1937 года был предложен необычный вариант преодоления препятствий. В место того, чтобы переехать его танк должен был совершить прыжок. Предполагалось использовать накопленную кинетическую энергию движущейся машины. Для этой цели был существенно переработан тягач на базе танка Т-26. Опытная машина получила обозначение ТПП-2. Почему в индексе стоит двойка не понятно и никаких документов и материалов по первому прототипу попросту нет, если он вообще когда-то был.
Для совершения прыжка с тягача сняли верхний броневой лист, крышу, щиток водителя, крылья и тд, также машину заправляли на треть и не оснащали вооружением, но существенного изменения массы добиться не удалось. Вес ТПП-2 с эксцентриками составлял 7.276 тонн. Именно эти эксцентрики, в количестве 4 штук, должны были помочь танку взмыть в воздух. На каждом борту машины имелось по два таких устройства.
Согласно задумке конструкторов, во время движения танк должен был развивать заданную скорость, позволявшую использовать специальное оборудование и выполнять прыжки. Подходя к препятствию, водитель должен был включать отбор мощности на эксцентрики, в следствии чего те проворачивались и входили в соприкосновение с грунтом, а за счёт особой формы они могли бы подбросить танк на небольшую высоту.
Экипаж состоял из одного человека, и конструкторы прекрасно осознавали, что водителю после прыжка будет не очень комфортно, поэтому водительское кресло установили на гидравлических амортизаторах и оснастили ремнями безопасности. Во время первых испытаний танку подпрыгнуть не удалось из-за недостаточно сцепления эксцентриков с обледенелым грунтом.
Ещё через месяц проверили следующие испытания и танк подпрыгнул, но из-за резкой потери скорости прыжок получился незначительным, а танк жёстко плюхнулся на гусеницы. Во время второго заезда получился ещё один жёсткий удар и много новых дефектов. 31 декабря провели последние испытание, во время которого добиться хорошего прыжка не получилось.
Отпраздновав новый год, конструкторы написали отчёт о испытаниях, в котором говорили о том, что возможность прыжков танка с помощью эксцентриков реальна и доказана практически, но существует ряд дефектов из-за, которых не был получен желаемый результат: низкая скорость танка, слишком жёсткие удары и сильные повреждения деталей автоматики, плохая фиксация эксцентриков на корпусе танка.
Конструкторы отметили, что продолжать дальше испытания нет смысла, а тягач следует использовать по прямому назначению. Даже несмотря на то, что испытания провалились, конструкторы нашли несколько интересных решений и возможно весело провели время перед новым годом.
Источник:
1) Солянкин А.Г. - Отечественные бронированные машины. XX век Том 1 - 2002
2) Модель танка
Другие интересные статьи:
Стеклянная мина Glasmine 43 – самая подлая немецкая мина! (нажмите)
Немецкие бетонные и картонные гранаты Фольксштурма (нажмите)
Спасибо за внимание! Не забывайте ставить палец вверх и подписываться на канал!